.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
 
Трагикомедия "Русалка"
Режиссер - Анна Меликян. В ролях - Мария 
Шалаева, Евгений Цыганов, Мария 
Сокова, Анастасия Донцова, Ирина Скриниченко, Вероника Скутина, Максим Коновалов, 
Альбина Евтушевская. Россия. 2007. 103 мин.
Дельфин и русалка, кстати, ни фига не 
пара!
Неожиданное откровение кота Бублика
Российский южный городок у моря. 
Почти феллиниевская толстуха в одиночестве голышом купается в 
море, когда рядом с ее одеждой совершенно случайно оказывается 
лихой морячок (Максим Коновалов) - весь такой увольнительный, 
в парадняке, с цигаркой в знойном уголке прищуренной губы и с 
умопомрачительными рыжими кудрями под бескозыркой в белом 
чехле. Их страсть поднялась бурно, как волны Черного моря в 
момент раскатистого пятибалья. В результате этой случайной 
встречи родилась девочка Алиса (Анастасия Донцова).
К сожалению, ничего хорошего в 
этой жизни Алису не ждет. Мамаша Алисы из неуклюжей толстой 
девушки превратилась в толстую тетку с поломанной судьбой 
(Мария Сокова), и живут они втроем вместе с бабушкой Алисы 
(Альбина Евтушевская) в маленькой хибарке, а маме Алисы, чтобы 
прокормить мать и дочку, приходится горбатиться с утра до 
вечера.
Конечно, у Алисы есть свои мечты 
- например, ей хочется стать балериной. Но какая тут, к черту, 
балерина, объясняет ей мама, когда мама уродуется с утра до 
вечера, а личной жизни как не было, так и нет. А если вдруг и 
появляется кто из снимающих комнату морячков, которые готовы 
дать маме хоть капельку этой давно забытой личной жизни, так 
тут Алиса со своими детскими фантазиями о том, что мама должна 
хранить верность папе, которого она видела один-единственный 
раз в жизни, тут же портит все интимство.
После одного такого 
испорченного в результате злоумышленного поджога очередного 
раунда личной жизни мама призналась Алисе, что папа ее - 
волнительный морячок и одновременно негодяй, так что ждать, 
что он когда-нибудь вернется, нет никакого смысла. От такого 
признания Алиса перестала разговаривать - а просто так, потому 
что зачем говорить, если сказать толком нечего. Мама ее отдала 
в дурку для детей, а когда Алиса (Мария Шалаева) выросла - у 
нее на нервной почве проявились некие загадочные возможности. 
Например, она может сделать так, чтобы ее желания исполнялись. 
Подует она на сине, пардон, черно море молодецким подувом - 
тут-то буря и разгуляется, в результате чего весь их поселочек 
снесет к чертям собачьим.
Куда отправиться оставшейся без 
крова семье, если ей некуда податься? Разумеется, ехать в 
Москву, столицу нашей и их тоже родины. В Москве мама 
встретила прекрасного мясника, а Алиса встретила прекрасного 
принца Сашу (Евгений Цыганов). Прекрасный мясник - блудлив, 
как это водится у мясников, а Саша - свинячит по полной 
программе, как это принято у прекрасных принцев.
Но Алису не смущают Сашины 
пьянки-фиганки и наркоманства-интимства. Он же принц! А принц 
хорош всем - своей уродской работой, на которой Саша впаривает 
напыщенным придуркам участки на Луне, своей в корень 
обдизайненной квартирой, которая так и тянет суицидничать по 
полной программе, ну и своим очень своеобразным, хотя и 
традиционным для молодых одиноких москвичей солидного достатка 
образом жизни.
Сможет ли Алиса найти свое счастье в Москве? 
Разумеется, нет. Она же просто Русалка, а не Дельфин вроде 
Игоря Николаева...
***
Фильм "Русалка" сейчас - чуть ли 
не главная надежда российского кино. Восторженные рецензии 
большинства кинокритиков, приз "За лучшую режиссуру" в игровом 
конкурсе международной программы Американского международного 
фестиваля независимого кино в Сандэнсе в 2008 году, ну и самое 
важное - этому фильму доверено представлять Россию на 
"Оскаре".
Жанр картины создателями определяется как 
драма, однако это все-таки не драма, а нечто вроде 
трагикомедии с легким мистическим оттенком.
Мистический оттенок в виде 
неожиданной "сбычи мечт" главной героини и ее неожиданных 
вещих снов, на мой взгляд, явно лишний. Он, вероятно, должен 
наполнить фильм элементами сказки и эдакого волшебства, но на 
фоне весьма реалистичной истории о кусочке из жизни маленькой 
несчастной семьи все эти мистические оттенки смотрятся 
несколько неуместно. Снижают накал той самой бытовой 
драмы.
У "Русалки", как у хороших 
духов, две нотки, то есть картина действует по-разному во 
время и после просмотра. (Разумеется, я сейчас говорю 
исключительно о своих личных впечатлениях.) Во время просмотра 
мне много чего не нравилось. Не нравилась эта притянутая за 
уши мистика, не нравились явные сценарные дырки (например, на 
черта Алиса продолжала работать в этой дурацкой рекламе после 
того, как у нее появились деньги откупиться?), не нравились 
общая затянутость и нудноватость, а также надуманность 
некоторых эпизодов. И я даже сходу посчитал, что фильм - 
максимум на троечку с плюсом.
Но после просмотра возникло 
вполне приятное послевкусие и, раздумывая над этим фильмом, я 
понял, что он все-таки хорош, несмотря на все свои заметные 
недостатки. Потому что когда уже после просмотра картина не 
уходит из головы и продолжает вспоминаться, причем не своими 
ляпами и несуразностями, а общим светлым настроем и улыбкой 
главной героини - значит, это хорошее кино.
Актерские работы понравились 
все. Мария Шалаева, исполнившая главную роль, конечно, 
удивительная. Эдакий гадкий утенок, в какие-то моменты одной 
улыбкой превращающийся в прекрасного лебедя. Особенно здорово 
это заметно в эпизоде, когда камера из нее делает "лунную 
девушку", - прям волшебство какое-то! Мария выглядит 
совершенно естественной даже там, где сценарий уползает на 
какие-то искусственно-надуманные рельсы, играет очень искренне 
и показала себя яркой и характерной актрисой. Режиссер Анна 
Меликян говорила, что сценарий и писался специально под Марию, 
потому что никого другого на роль Алисы она себе и представить 
не могла.
Мария Сокова, сыгравшая маму 
Алисы, - это просто восторг! Задерганная толстушка с 
неустроенной личной жизнью изображена невероятно достоверно. 
Никаких перекосов в ту или иную сторону - она в меру стервозна 
и в меру несчастна. То есть именно так, как бывает в жизни: с 
одной стороны, ее осуждаешь за невнимание к собственной 
дочери, с другой - жалеешь за несчастную судьбу и отсутствие 
хоть каких-то перспектив.
Бабушка у Алисы также получилась очень 
колоритной. Что интересно, ее сыграла непрофессиональная 
актриса Альбина Евтушевская, которую ассистент по подбору 
актеров нашла в метро.
На роль "прекрасного принца" (он же впариватель 
Саша) Анна Меликян пригласила Евгения Цыганова - немногословного, но романтичного 
архитектора из "Питера FM". Цыганов 
тоже понравился. У "принца" на самом деле была самая сложная роль. С одной стороны, 
по сценарию он - свинья свиньей. Ну, точнее, молодой человек, попавший в коварные 
сети мерзкой работы, приносящей, однако, большие деньги. С другой - в него же 
влюбилась Русалка, а значит, данный персонаж у зрителей не должен вызывать отвращение.
Он и не вызывает. Та самая 
немногословность, откуда-то изнутри проявляющаяся 
романтичность и, в общем, весьма мощная харизма Цыганова 
срабатывают на все сто! Появись на его месте, например, тот же 
Гоша Куценко, картина тут же ушла бы в фарс. А так сохранились 
какой-то налет романтики и легкая, хотя и прерывистая нить 
некоей сказки.
В общем, я считаю, что 
посмотреть этот фильм не только можно, но и нужно. Потому что 
это настоящее авторское кино - не без недостатков и не без 
явных огрехов, но оно все-таки искреннее, талантливое и 
позитивное. На фоне современных российских фальшивых 
романтических комедий, псевдоблокбастеров, 
невероятно убогого "патриотизма" 
и ворованных 
боевиков только такие фильмы, как "Русалка", составляют 
действительно человеческое лицо российского кино. И за одно 
это Анне Меликян большое спасибо. Потому что она - не 
прогибается!
Автор – Алекс Экслер