.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. 
 
Драма "Водитель для Веры" 
Режиссер - Павел 
Чухрай. В ролях - Игорь Петренко, 
Алена Бабенко, Богдан Ступка, Андрей Панин, Екатерина 
Юдина, Галина 
Петрова. Россия-Украина. 2004. 122 мин.
Начало шестидесятых, Крым, 
расцвет бурной любви к родине с большой буквы "С" и бурный 
расцвет соответствующих органов, которые эту любовь призваны 
были обеспечивать. Генерал Серов (Богдан Ступка), съездив по 
делу в Москву к приятелю-генералу, привозит из столицы нового 
водителя - сержанта Виктора (Игорь Петренко). Виктор - молод, 
красив, статен, скромен и четко понимает службу, как может 
понимать ее воспитанник детского дома, не желающий ни под 
каким видом возвращаться в это дерьмо. Поэтому Виктор держится 
за свою работу так, что соответствующие органы могут быть 
спокойны, будь они органы хоть внутренних дел, хоть внешних 
сношений.
Серов берет Виктора в водители 
вовсе не просто так, а с некоторым, так сказать, намеком. Дело 
в том, что у генерала есть взрослая дочь Вера (Алена Бабенко) 
- даже, так сказать, слишком взрослая дочь, которая, 
во-первых, хромоножка, бедняжка, а во-вторых, немножко 
беременна, причем беременность эта прогрессирует. И ладно бы 
она была беременна от какого-нибудь бравого моряка, сурового 
лоцмана или ответственного замполита - папа бы и слова не 
сказал. Но Вера, к сожалению, не замужем, что не сильно 
приветствовалось в те годы, когда одной из главных ячеек любви 
к родине являлась крепкая советская семья, а кроме того, 
беременна от какого-то тупого кубинского мачо с членом вместо 
мыслительных органов, который хотя и является представителем 
страны победившей революции, но мозгов и совести это ему не 
прибавило ни на грамм.
Вот и думает генерал Серов, что 
Виктор и Вера - ну, пока просто предположим - с его помощью 
найдут друг друга в этом бушующем мире построения новой жизни 
в одном отдельно взятом социалистическом лагере. Скажете, что 
это какие-то недостойные мысли для сурового генерала? Да чего 
уж тут недостойного? Любой отец - это прежде всего сначала 
отец, а уж потом - генерал, член Партии, слуга царю, отец 
солдатам и все такое. Ему больно смотреть на то, как страдает 
Вера, он не может ее утешить и успокоить. Вот он и делает 
единственное, что подсказывает отцовское сердце, - приводит в 
дом молодого красивого парня, который подобные дома высшего 
командного состава даже и в мечтах никогда не видал.
Но трудно ожидать, что Вера 
сразу же кинется к Виктору за утешением. Она - девушка, 
выросшая, так сказать, в доме настоящей элиты, - не может 
считать какого-то водителя ровней себе. Поэтому и обращается с 
ним так же, как и с остальной обслугой в доме: подай, принеси, 
делай дело и заткнись. Кроме того, ее физический недостаток 
довольно неприятным образом повлиял на характер Веры: она все 
время опасается насмешек, поэтому в общении очень резка и 
недоброжелательна. Частокол комплексов, короче говоря, который 
скрывает ранимую душу несчастной, в общем-то, женщины.
Тем не менее ситуация в доме 
генерала развивается практически как по писаному. Вера злится 
и ругается, ищет способы прервать нежеланную беременность. 
Виктор ведет себя ровно, с достоинством и за внешней 
ершистостью Веры видит глубоко ранимую душу. При этом парень 
хорошо понимает, что именно может дать ему - детдомовцу без 
рода, без племени - женитьба на дочке генерала, поэтому и 
действует соответствующим образом. Однако не нужно считать 
Виктора меркантильным мерзавцем или принципиальным альфонсом - 
он вовсе не такой. Просто он хорошо понимает. Что. Это. Ему. 
Дает. Глупо считать, что другой на его месте поступил бы 
как-то по-другому...
Однако светлому счастью одной и 
объяснимо-меркантильному счастью другого может помешать одна 
весьма серьезная проблема. Положение генерала Серова вовсе не 
так монолитно-незыблемо, как может показаться со стороны. 
Когда-то давно генерал позволил одному своему судну затонуть 
из-за непотушенного пожара. А пожар не стали тушить потому, 
что корабль вез стратегический груз, и Партия вместе с 
соответствующими органами решили, что Родина лучше пожертвует 
нескольким десятком всяких разных матросов и офицеров, чем 
позволит врагам узнать, что же такого стратегического 
перевозит простой советский корабль. Приказ, собственно, 
отдавал вовсе не генерал, а некий высокий кагэбэшный чин, 
однако в силу нынешней политической обстановки все решили 
свалить на генерала. Но Серов - он старый морской волк. У него 
есть некая папочка, которая может его обезопасить. Однако 
рядом с ним есть адъютант - прожженный кагэбэшник Савельев 
(Панин), который интересы родного КГБ, разумеется, ставит 
несколько выше профессиональной адъютантской чести. И теперь 
начнется великое противостояние Серова и КГБ на фоне слияния 
водителя и Веры. Все это переплетется в тугой ком. Такие 
дела.
***
Что интересно, Павел Чухрай 
остался вполне верен себе. То есть своему стилю. "Водитель для 
Веры" по выстраиванию сюжета, мотивации персонажей, манере 
постановки - настолько похож на "Вора", что просто диву 
даешься. Поэтому достоинства и недостатки нового фильма - 
практически такие же, как и в "Воре".
На первый взгляд все хорошо. 
Крепкая история по теме, актуальной до сих пор: суровые с 
виду, но трепетные в душе мужчины (Серов), суровые с виду, но 
трепетные в душе женщины (Вера), трепетные с виду, но с четким 
стержнем внутри сержанты (Виктор), подлые кагэбэшники, 
сохранившие, однако, человеческие чувства (Савельев), ну и 
простые советские люди, которые могут вспылить, но все равно 
добрые, хорошие и отзывчивые, причем даже в сексуальном плане 
(обслуга Лида). Все это очень аккуратно и достаточно 
профессионально снято, в результате чего выглядит вполне 
пристойно.
И даже главная составляющая 
любого действительно хорошего кино - никто из персонажей не 
является на сто процентов "черным" или "белым" - также 
присутствует: плохих тут нет ни одного. Отрицательные герои 
имеют свои явные положительные образы (даже сволочь Савельев), 
а положительные герои имеют свои явные отрицательные стороны 
(ну разве что за исключением самого Серова). Даже Виктор 
сделан очень правильно - казалось бы, велик соблазн сделать из 
него ну просто наивного душку-сержанта, - ан нет, с Виктором 
все не так просто! Ведь он действительно начинает крутить 
роман с Верой ради карьеры, прекрасно понимая, что именно ему 
обломится при женитьбе на генеральской дочке, он стучит на 
генерала-благодетеля в КГБ, он трахает Лиду и, в общем, так же 
далек от образа розовощекого душки-сержанта, как кот Бублик 
далек от образа сексуального маньяка.
Так что же мне все-таки не 
понравилось-то? Не понравился тот самый налет легкого лубка, 
который был характерен и для "Вора". Вот вроде все правильно 
сделано, все правильно снято, а легкий лубочный флер, причем 
от начала и до конца, все равно присутствует. В чем? В том, 
как снято, как трактуются персонажи, с какой просчитанной 
точностью подводят к тому или иному эпизоду. Хорошо 
просчитанное кино - вот что можно сказать по этому поводу. И 
это обидно, потому что вложи в него чуть менее просчитанных 
эмоций - и могло получиться значительно лучше.
Еще мне довольно сильно мешали 
определенные параллели с "Утомленными солнцем". Я даже не 
задумывался на эту тему специально, но в памяти все равно 
всплывал могутный военачальник, которого кольцует КГБ (ГПУ), 
стукачок с непростой судьбой в его окружении, любовь на фоне 
государственной махины и так далее.
Но не могу сказать, что мне совсем не 
понравилось. Наоборот, я и пишу о недостатках потому, что, на 
мой взгляд, кино могло бы стать явно лучше. Чуть меньше этой 
слегка ученической старательности в постановке, чуть менее 
грубовато и прямолинейно сделать переходы - может быть, термин 
"лубок" и не возник.
За что можно хвалить долго, 
разнообразно и даже с чувством восторга - за роли Ступки 
(генерал Серов) и Панина (адъютант Савельев). Богдан Ступка - 
актер высочайшего уровня, и ему это уже давно не нужно 
доказывать. Любую роль он играет так, что просто диву даешься, 
как можно практически без мимики, скупо и немногословно 
рисовать настолько мощные и яркие образы. Генерал Серов 
получился именно такой - "настоящий полковник", мощный мужик, 
но вместе с тем - трепетный отец. Вероятно, только Ступка мог 
сыграть эту роль так, что в ней как раз не было ни малейшей 
фальши, а ее могло быть полные ведра. Блестяще сыграл, мне 
очень понравилось. Впрочем, от Ступки ничего другого я и не 
ожидал.
Об Андрее Панине можно сказать 
практически все то же самое - это актер, который плохо не 
играет никогда, а уровень оценок его ролей обычно колеблется 
от "очень хорошо" до "блистательно". Адъютант Савельев - это 
уже выше, чем "блистательно". Это временами "потрясающе". Я не 
знаю, как у Панина получается настолько разнообразно 
играть мерзавцев. Везде совершенно разные черты, совершенно 
разные акценты. Савельев - очень интересный типаж. Ну да, 
сволочь и стукачок. Ну да, втягивает в это дело Виктора и к 
тому же руководит операцией по предательству. Но вы 
посмотрите, как Савельев вербует Виктора, как он себя ведет в 
доме Серова, а главное - посмотрите эпизод с тем, как Виктор 
вдруг отказывается стучать на генерала - мол, он ему теперь 
"папа". Панин - просто гений. Это изумительно сыграно.
Игорь Петренко сыграл хорошо. 
Да, вполне в образе, вполне такой Виктор, симпатичный 
предатель, которого не осуждаешь, гнусный альфонс, которого 
опять-таки не осуждаешь, потому что у парня тяжелое детство. 
Сыграно ровно и правильно. От этого - довольно скучно. Чего-то 
не хватает. Нет неожиданностей, все слишком ровно, и это как 
раз и является составляющей того самого "лубка".
Алена Бабенко, Вера, чуть 
поярче, но тоже слишком шаблонна. И слишком резкий переход от 
ощетиненного ежика к ласковой зайчихе. Где-то там должно было 
быть что-то промежуточное - например, лисичка.
И еще хотелось бы сказать о Галине Петровой, 
играющей в маленьком эпизоде Верину тетку-алкоголичку. Вот 
все-таки хорошая актриса - она и в мельчайшем эпизоде 
запомнится надолго. Очень яркая сцена. 
Резюмирую. Вполне неплохое 
кино, не свободное, к сожалению, от определенных недостатков, 
среди которых налет некоторой лубочности и слишком бросающейся 
в глаза просчитанности в сюжете и трактовке главных 
персонажей. Плюс - самый финал, который, на мой взгляд, просто 
на редкость не клеится и сделан как будто под "Оскара", на 
который этот фильм даже и не попадет. Однако второстепенные 
персонажи - генерал и его адъютант - искупают многие огрехи 
этого фильма. Ради них его даже можно смотреть снова и снова. 
В общем и целом - вполне четверка. А уж на фоне крайне редко 
появляющихся на постсоветском пространстве действительно 
удачных картин - можно сказать, действительно событие.
Автор – Алекс Экслер