.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. 
 
Драма "Восток-Запад" 
Режиссер - Режис 
Варнье. В ролях - Олег Меньшиков, Сандрин 
Боннэр. Франция-Россия-Украина-Болгария-Испания. 1999. 
Первое, что приходит в голову после 
просмотра данного фильма - это термин "правильное кино". 
Причем правильное со всех сторон. И со стороны дружбы с 
братством между великими народами: русским, французским, 
украинским, испанским и болгарским, и со стороны прекрасных 
актеров, приглашенных сниматься в этом фильме, и со стороны 
целого кагала сценаристов - Рустам Ибрагимбеков, Сергей 
Бодров, Режис Варнье, Луи Гардель, и со стороны продуманности 
всего проекта, которая привела к безусловному коммерческому 
успеху. Есть такая дурацкая фраза - "фильм, обреченный на 
успех". Так вот, "Восток-Запад" был просто обречен на успех, 
каковой он и получил: номинация на Оскар, призы крупнейших 
кинофестивалей, восторженная пресса и так далее. 
Но в России, как ни странно, этот фильм, 
насколько я мог судить, особого восторга не вызвал. Нет, 
разумеется, никто не сказал, что фильм плохой. Но когда 
спрашиваешь мнение людей, его посмотревших, все отвечают 
примерно следующее: "Фильм, конечно, хороший, но..." Но вот 
чего "но" и почему "конечно" - объяснить не могут. А я могу. 
Да потому что здесь тот самый случай, когда:
1) Алгеброй поверена гармония. 
То есть все составляющие фильма 
настолько четко выверены - вот здесь дадим жуткие зверства 
энкаведешников, вот здесь пустим любовь героини к молодому 
парню, вот тут окажется, что главный герой не такой уж и 
негодяй, вот там закрутим такую сцену побега, что у зрителей 
сердце из грудей выпрыгнет и так далее, что это, если честно, 
становится очень предсказуемым и скучноватым. 
2) Фильм очень четко ориентирован на 
западного зрителя. 
Именно на западного. Потому что нашим все 
эти гепеушники, энкаведешники и прочая нечисть уже осточертела 
- дальше некуда. Разумеется, я отучаюсь говорить сразу за всех 
"наших", но большинство тех, кто смотрел этот фильм, говорили 
именно эти слова. А вот западники с удовольствием смотрят на 
кошмары сталинского беспредела, вздрагивают и лишний раз 
радуются тому, что они все-таки живут в демократическом 
государстве. И в угоду именно западному зрителю сценаристы с 
энкаведешниками все-таки переборщили. Конечно, я не склонен 
обелять или романтизировать этих уродов, но в фильме есть 
вещи, которые просто противоречат элементарной логике. 
Особенно когда французы приезжают в Россию, где их выстраивают 
в две колонны, а один молодой человек пытается перейти в 
другую колонну к своему отцу. И его пристреливают на месте, 
чтобы, так сказать, не рыпался. Ну не бред? Конечно, бред. 
Актерский состав - великолепный. 
Меньшиков всегда хорош. В любой роли. Но тут сама роль... 
Нельзя сказать, что подражательная, хотя время от времени 
напрашиваются яркие аналогии с его героем в "Утомленные 
солнцем", но я все время чувствовал какой-то элемент "дежавю". 
Поэтому он мне показался несколько скучноватым. В отличие от 
Сандрин Боннэр, которая играет в фильме очень ярко. Очень 
порадовало появление в фильме Богдана Ступки - прекрасного 
украинского актера, которого мы уже давно не видим в 
российских фильмах. Ну, увидели хотя бы во французском. Что 
еще из ярких ролей? Катрин Денев играет роль эпизодическую, а 
в картине явно участвует как "специально приглашенная звезда", 
а кроме того, чтобы как бы "уравновесить" распределение ролей 
между российскими и французскими актерами. Я же говорю, что 
все в фильме выверено до мелочей. 
Да, чуть не забыл сказать пару слов о 
сюжете. Сюжет таков... После окончания второй мировой войны 
Сталин пригласил потомков русских эмигрантов возвратиться из 
Франции в Россию. Некоторые русские купились на это 
приглашение и вернулись на родину. При этом, разумеется, 
получили все "прелести" социализма с кровавой сталинской харей 
- ссылки, лагеря, непрерывную слежку, коммуналки и тому 
подобное. В центре сюжета - судьба молодой семьи, где муж - 
русский, а жена - француженка. Они очень быстро ощутили все 
"радости" проживания в СССР, но уехать обратно, разумеется, не 
могут. Муж чувствует себя виноватым в том, что уговорил жену 
приехать в этот ад, поэтому делает все возможное, чтобы она с 
ребенком могла вернуться во Францию. 
Еще раз повторяю - это хороший фильм. 
Правильный. И этим немного скучноват. Пожалел ли я о том, что 
его посмотрел? Нет. Потерял бы я что-нибудь, если его не 
посмотрел? Да, потерял. Потому что я смотрю кучу всякой 
ерунды, а этот фильм безусловно заслуживает внимания. Буду ли 
я его пересматривать? Нет. Вспоминаю ли я какие-то сцены из 
этого фильма? Почти нет. За исключением некоторых сцен, где 
блестяще играет Сандрин Бонэр, а также сцен с Богданом 
Ступкой. Так что выводы делайте сами. Но посмотреть его, как я 
считаю, нужно.
Напоследок, поскольку я не очень уверен, что 
правильно оценил отношение к этому фильму в России, мне бы 
очень хотелось, чтобы те читатели, которые посмотрели этот 
фильм, выбрали свой вариант ответа в голосовании. Таким 
образом мы и посмотрим - прав я или нет. 
Автор – Алекс Экслер