.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. 
 
Комедия "Заяц над бездной"
Режиссер - Тигран Кеосаян. В ролях - Богдан Ступка, Владимир Ильин, 
Юрий Стоянов, Михаил 
Ефремов, Вартан Даракчян, Валерия Ланская, Елена Сафонова, Сергей Газаров. 
Россия. 2006. 97 мин.
За-а-а-а-аец! За-а-а-а-аец! Ты тут? Преве-е-е-ед!
Вопль кота Бублика
Я Куста-Куста-Куста, я вовсе не медвед.
Легкомысленная песня кота Бублика
Лизанька!
Брежнев, завидев свою старую любовь, 
Елизавету Английскую
Советский Союз, 
1971 год. Наш дорогой Леонид Ильич (Богдан Ступка) совершает рабочий визит с целью 
кратковременного отдыха в братскую республику Молдавия. Местное начальство - шустрое 
партийное руководство Иван Смирнов (Владимир Ильин), старый соратник Брежнева, 
и каменноликий городской голова Семен Гроссоу (Юрий Стоянов) - изо всех сил хлопочет, 
чтобы обеспечить высокому гостю достойную рабочую обстановку: обильное застолье, 
народные танцы и песни, национальный молдавский хоккей на сорокаградусной жаре, 
пышногрудые и крутобедрые официантки, воздушные шарики.
Правда, городской голова 
несколько неверно понял дружескую подсказку Ивана, в результате чего вместо кучи 
обычных цветастых пузырей, выпускаемых в конце застолья в небо, чтобы потешить 
гостя, Семен приготовил один огромный воздушный шар, на котором можно пролететь 
километров триста.
Между тем на располагающемся 
в отдалении цыганском хуторе, где живет главный цыганский барон (Сергей Газаров), 
которому подчиняются все ромалы от Бессарабии и до самого Измаила, кипят цыганские 
страсти. Красавица дочка барона Анна (Валерия Ланская) влюбилась в нищего музыканта 
Лаутара (Вартан Даракчян). Ну, влюбилась и влюбилась, дело молодое. Барона не 
тревожит тот факт, что Анна сгоряча то летнюю беседку спалит, то ножом Лаутара 
пырнет - ну, чтобы продемонстрировать факт своей симпатии. Однако его приводит 
в ужас тот факт, что Лаутар всерьез собрался жениться на Анне.
Это же полный кошмар, 
считает барон. Ведь Лаутар мало того что полный бесприданник и вообще - нищий 
музыкант, так он еще и наполовину румын! А ведь все цыгане знают, что если зять 
румын - это еще полбеды, но внуки-румыны - это уже трагедия. Поэтому барон изыскивает 
любые способы, чтобы отказать нахальному музыкантишке.
Сначала он требует, 
чтобы Лаутар продемонстрировал серьезность своих намерений, приехав в дом барона 
на горячем черном скакуне. Лаутар, как ни странно, выполняет это пожелание потенциального 
тестя, просто-напросто сперев правительственный ЗИМ, на котором везут из аэропорта 
нашего дорогого Леонида Ильича.
Затем барон, 
обалдев от нахрапистости Лаутара, требует, чтобы тот в качестве свата привел как 
минимум другого цыганского барона, коих в СССР всего пять, считая его самого. 
Но и в этом случае музыкант не теряется - он просит стать сватом самого Леонида 
Ильича, который после бурного застолья пошел отлить на воздушном шаре, да так 
увлекся, что улетел как раз в цыганский табор.
И теперь будут большая 
терка барона с партЕйным руководством, большая беда в партЕйном руководстве Молдавии, 
которое потеряло своего босса, интимные тайны Леонида Ильича и новый вояж неуловимых 
цыганских мстителей с бриллиантовой подвеской в Лондон.
Закончится все, как водится, свадебкой.
***
Кеосаян явно хотел 
как лучше. Ну, то есть хотел, как у Кустурицы: цыгане, музыка, веселая фантасмагория, 
черная кошка, белый кот, взрывы страстей, вальяжные цыганские бароны и все такое. 
Но чтобы хоть чем-то отличаться, славянски-близкий, но все-таки заграничный Кустурица 
был перенесен на истинно российскую почву недавней семидесятилетней истории: дорогой 
Леонид Ильич, местное руководство и все такое. История с цыганами - вневременная, 
история с Леонидом Ильичом - разумеется, сугубо временная, вросшая в 1971 год, 
как брови нашего дорогого вросли в его почтенный лоб.
Начинается это 
все хорошо. Даже классно. Тормозной каменноликий Семен, спасающийся от ужасов 
руководства знаменитыми молдавскими винами. Рука Москвы в виде Ивана, добродушно 
пинающего Семена в хвост и в гриву. Местный полковник КГБ в национальной одежде 
(хорошая роль Михаила Ефремова), организующий мероприятия по встрече высокого 
гостя. Ну и весьма колоритный цыганский табор (хотя правильнее его назвать - цыганский 
хутор), в котором варят помаду, перекрашивают ворованные автомобили, лепят поддельные 
сигареты и кроссовки, а царит над всем этим крутой, но веселый и ироничный цыганский 
барон в отличном исполнении Сергея Газарова, временами чем-то неуловимо напоминающий 
обрусевшего Тони Сопрано.
Однако за этим крепким 
и дающим надежды на хорошее кино началом, к сожалению, стоят весьма слабенькое 
продолжение и просто-таки дурацкая концовка. Не смог Кеосаян, не сдюжил. Не получилось 
у него, как у Кустурицы. Если ты делаешь веселую фантасмагорию, намеки на которую 
прослеживаются в фильме, если судить по чисто сюжетным ходам, то она должна быть 
легкая, динамичная и забавная. А у Кеосаяна получилось черт знает что: какие-то 
постоянные длинные и утомительные планы - чуть ли не а-ля Тарковский, сбивающие 
весь ритм повествования, Брежнев, тоскующий по свободе (какая глубокая аллегория, 
просто Ив Кусто), ну и совершенно шизовые и неожиданные "Три мушкетера", когда 
дорогому Леониду Ильичу Живопыра и Бармаглот за пару часиков сгоняли в Лондон 
и приволокли его старую любовь - королеву Елизавету (Елена Сафонова), на которой 
он и давай жениться!
Ребята! Я ничего не 
имею против того, чтобы Брежнев тайно любил Елизавету и ему ее в кулечке приволокли 
шустрые цыгане, - в конце концов, это даже забавно. Только этот дурдом нельзя 
снимать как "Ромео и Джульетту" - с трагическим разлетом бровей генсека и грустью 
барона по поводу цыган, которые сгинули в чужой стране во время этой террористической 
операции. Получается ни то ни се, поцелуй Бублика в голову. А уж когда нам в очередной 
раз долго, нудно и очень томительно показывают весь этот табор, сидящий и лежащий 
на бескрайней зеленой траве, я начинаю понимать, что Кеосаян банально накручивает 
метры и минуты. У него просто не хватило динамики в сценарии, в результате чего 
пришлось вставить эпизодов десять с этим бесконечным облетом камеры бескрайних 
просторов, валяющихся и шляющихся цыган, среднемолдавской полосы и летящего на 
воздушном шаре Брежнева.
В результате 
картина похожа на простыню Людовика XIV эпохи скаредного Мазарини: где-то белое 
полотно, где-то грязноватое полотно, а где-то откровенные дырки. Дырок в фильме 
много, и туда как в бездну фактически все и проваливается, включая многообещающее 
начало.
Претензии есть 
и к кастингу. Одного из главных персонажей - музыканта-женишка Лаутара - играет 
музыкант Вартан Даракчян. Он вообще не актер - ни по образованию, ни по возможностям. 
И это тоже жутко портит впечатление, потому что кроме смазливой физиономии и белозубой 
улыбки у парня нет ничего. Как только он начинает говорить, возникает впечатление, 
что этот Лаутар - просто глуп, как пробка. (Я, разумеется, имею в виду персонаж, 
а не самого актера.) И тогда непонятно, с чего в него влюбилась дочка барона (кстати, 
актриса Валерия Ланская жутко похожа на молодую Валерию Голино), ну и с чего этому 
дураку вдруг стал помогать генсек - не стоит оно того.
В общем и целом - 
на троечку. С явным чувством раздражения от того, что на подобном материале и 
с такими актерами могли сделать гораздо лучше. Актеры - знатные. Но играть им, 
по большому счету, нечего. Первый раз вижу, чтобы Ступка выглядел слабовато - 
но его вины в этом нет ни на грамм. Веселая фантасмагория быстро превратилась 
в тоску зеленую с элементами абсурда. Кеосаян сам себя загнал к обрыву, после 
чего свалился туда, смеясь. Но со стороны на это смотреть совершенно не смешно, 
даже если считать, что заяц таким образом обрел свободу.
И последнее. Я 
понимаю, что если уж косить под Кусту, то нужно и музыку переть соответствующую: 
Бреговича, No smoking orchestra и так далее. Они это и сделали: Алексей Рыбников, 
композитор фильма, старательно закосил и под Бреговича, и под No smoking orchestra, 
и даже под Морриконе. Вот только композитора Рыбникова там не слышно совсем. Жаль, 
что ему не дали высказаться.
***
 
 
 
 
 
 
 
 
***
 
Автор - Алекс Экслер