| 
    
Фильмография:  
 1980 Имя на снегу  
1981 Последнее облако  
1981 Сладкий запах успеха 
1991 Побег на край света 
1993-2010 Счастливые с 13 улицы (Эстония) - сериал 
2006 Никаких других желаний  
2009 Иван Грозный  
2010 Ярослав. Тысячу лет назад  
2012 Синдром дракона 
(Россия, Украина)  
2013 На крыльях 
2015 Морские дьяволы. Смерч -2  - сериал
  | 
  
ИВАШКЕВИЧ 
Александр Георгиевич
 Родился 27.04.1960, Харьков 
Обладатель звания «Лучший актёр года» по версии Союза театральных 
деятелей Эстонии (2000, за роль Мышкина в спектакле «Идиот») 
Лауреат Премии «Железная роза» на международном театральном фестивале в Тарту 
(2001, за роль Мышкина в спектакле «Идиот») 
Лауреат Приза зрительских симпатий в Русском Драматическом театре Эстонии (2003) 
Обладатель звания «Лучший актёр года» (2004) 
Лауреат премии «Лучший актер кинофестиваля» на ХХ Международном Детском кинофестивале 
«АРТЕК» (2012, за роль в фильме "Ярослав. Тысячу лет назад») 
Обладатель специального приза за «Лучшую балетмейстерскую работу» на IV молодежном 
фестивале-конкурсе «Чечётка-2012», проходившем в Ярославле (2012, за хореографию 
«Libertango») 
Лауреат премии фонда «Благовест» (2013, за роли в спектаклях «Пять вечеров» и 
«Одна летняя ночь в Швеции») 
Начало карьеры 
Александр Ивашкевич родился и вырос в Харькове. Там же он в 1982 году окончил 
Харьковский Художественный институт по специальности «актёр театра и кино» и был 
принят в труппу Национального театра в Харькове. Затем актер поработал в Латвийском 
театре Балтийского флота (Лиепая) и в Калининградском театре. 
В 1985 году Александр Ивашкевич перебрался в Эстонию, где стал актером Русского 
театра. На этой сцене он сыграл в спектаклях: «Сон в летнюю ночь», «Ловушка №46, 
рост 2», «Прикосновения и слияния», «Чао, Руди». В 1993 году Александр Ивашкевич 
исполнил роль слепого мальчика Дона Бейкера в спектакле «Эти свободные бабочки» 
(по пьесе Л. Герша). Эта работа стала в его театральной карьере особой. Спектакль 
полюбился зрителям, став источником жизненных сил для нескольких поколений. В 
течение 13 лет зрители не позволяли ему уйти из репертуара, неизменно обеспечивая 
аншлаг. 
Степ 
В начале 90-х в Таллинне гастролировала группа из Америки. Американцы представляли 
шоу и давали показательный урок степа. На том уроке Александр Ивашкевич обратил 
на себя внимание и получил предложение поучиться степу в Нью-Йорке. Он решил не 
упускать такого шанса и в 1993 году отправился в США. 
Александр Ивашкевич рассказывает: «Когда я стал заниматься степом и поехал 
в Америку, мне было 32 года. Это кардинально изменило мою жизнь. Координально! 
Все говорили, что я больной, сумасшедший. Думали, что я прыгаю там где-то и ногами 
что-то стучу, называя это степом. И вообще, что я странный! Когда я сказал, что 
хочу ехать в Америку учиться, мне сказали, что я ненормальный. Но через три месяца 
я был уже в Нью-Йорке». 
 
Помню, что тогда я очень этого хотел. Так хотел! Я точно знаю, что если ты чего-то 
очень хочешь, если это искренне, тебе обязательно это удастся! А если ты не уверен, 
то те, кто может тебе помочь, тоже не уверены в своем решении помогать тебе или 
нет. Поэтому все зависит от искренности твоего желания. 
В течение семи месяцев Александр жил и обучался степу в Нью-Йорке. Было невероятно 
трудно: абсолютное незнание языка, традиций, отсутствие денег. Но все это оказалось 
не напрасным. Он признается: «Я много изменил в себе как в человеке, поняв и увидев 
другой мир и иную жизнь. Я встречался с такими звездами, что и представить себе 
не мог раньше такого. Так что, если хочешь, – иди. Но для всего нужна мотивация». 
Вернувшись в Эстонию, Александр Ивашкевич продолжил занятия степом (параллельно 
работе в Русском театре). Он регулярно организовывал шоу, концерты. Свой опыт 
артист передает и молодому поколению. Александр организовал детскую студию Duff 
Tap Studio, и его ученики завоевывают различные награды на многочисленных международных 
конкурсах и фестивалях. 
Театр 
Со временем Александр Ивашкевич стал ведущим актером Русского театра. Его работы 
в спектаклях «Домовой» (Тийт Пийбелехт), «Капризы Марианны» (Оттавио), «Бульвар 
заходящего солнца» (Джо), «Укрощение строптивых» (Петруччо), «Пересечение с главной 
дорогой» (Роланд) принесли актеру любовь эстонской театральной публики. А за роль 
князя Мышкина в спектакле «Идиот» (премьера состоялась в 2000 году) Ивашкевича 
признали «Лучшим актером года» в Эстонии. Для русского актера это просто невероятное 
достижение! 
Такому успеху сопутствовало очень удачное сочетание, как внешних данных актера, 
так и его богатое драматическое дарование, которое Александр Ивашкевич постоянно 
совершенствует. Высокий, стройный, красивый, владеющий шпагой, он словно создан 
для героических костюмных ролей. И таких работ в его репертуаре хватает (Дон Жуан 
в одноименном спектакле, Фредерик Леметр в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений»). 
Но актер столь же органично перевоплощается и в совершенно иных персонажей. Он 
блестяще исполняет Кочкарева в гоголевской «Женитьбе», Ломова в «Свиданиях в июне» 
(по рассказам А. Чехова), Кулигина в «Грозе» Островского, Ильина в «Пяти вечерах» 
Володина или Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова. 
В разные годы Александр Ивашкевич был занят в таких спектаклях, как: «Призрак 
любви» (Дон Мануэль), «Французские страсти на подмосковной даче» (Сергей Иванович), 
«Тойбеле и её демон» (Алхонон), «Голая правда» (Дени Дидро), «Русский смех» (Семён 
Семёнович), «Опасные связи» (Виконт де Вальмон), «Костюмер» (Норман), «Счастливых 
будней!» (Фред), «Одна летняя ночь в Швеции» (Тарковский), «Остров Полынь» (Дядя 
Ваня), «Да, господин премьер-министр» (Посол Куранистана). 
Кино 
Как и любой актер театра, Александр Ивашкевич, конечно, мечтал сниматься в 
кино. В молодости он снимался в украинских телефильмах. Затем в 1991 году актер 
снялся в философской притче Александра Майорова «Побег на край света», где его 
герой попадал в другую эпоху. Как признается сам Александр Ивашкевич, ему нравился 
процесс, были какие-то кинематографические планы, но именно в это время Советский 
Союз распался. Актер оказался в другой стране. Наступили совершенно иные времена: 
кинематограф и в России то переживал глубокий кризис, а в Эстонии с кино было 
и того хуже…  
Свою первую большую роль на экране Александр Ивашкевич исполнил после долгого 
перерыва в 2006 году. Он сыграл модного фотографа глянцевых журналов в мелодраме 
Розы Орынбасаровой «Никаких других желаний». А широкий российский зритель открыл 
для себя этого интересного актера спустя несколько лет, когда на экраны вышли 
исторические ленты «Иван Грозный» и «Ярослав. Тысячу лет назад». 
В «Иване Грозном» героем Ивашкевича стал Андрей Курбский – очень противоречивая 
историческая личность. В сознании многих Курбский – трус и предатель. Ивашкевич 
с этим не согласен: «Легко судить историческую личность, которая, поверьте, ничем 
не хуже нас с вами. Курбский был интеллектуалом, одним из самых образованных людей 
той эпохи, отчаянным храбрецом – он первым вошел в Казань. <…> Я играю человека, 
который перед собой абсолютно честен. О нем отдельный фильм можно снимать. А мы 
даже не всё, что было в сценарии, снять успели. Кризис помешал: деньги кончились. 
Курбский – антипод Ивана. Один хочет свободы, другой власти. Хочет повелевать 
везде и всюду». 
В отличие от Курбского другой исторический персонаж, воплощенный на экране 
Александром Ивашкевичем, вызывает куда как меньше вопросов: настоящая легенда, 
признанный лидер древней Руси. Режиссер фильма «Ярослав. Тысячу лет назад» Дмитрий 
Коробкин признался, что искал на главную роль актера именно такого плана как Ивашкевич: 
«Нам нужен был именно такой актер. Актер с мудрыми глазами, интеллигентный, со 
своим внутренним миром, в котором есть все для того, что невозможно сыграть. Потому 
что Ярослав в нашем фильме не какой-то горячий тип, который потом становится Мудрым». 
Александр Ивашкевич рассказывает, что когда он готовился к этой роли, то очень 
многое смотрел, много слушал, общался и о времени, и о нравах той эпохи: «О Ярославе 
знают очень мало, информация о некоем периоде его жизни вообще отсутствует. Играть 
легенду, это конечно очень сложно, поэтому я пытался вжиться в образ. Мне было 
очень важно личностное начало Ярослава». 
После двух исторических картин Александр Ивашкевич снялся в детективном сериале 
«Синдром дракона», в основу которого был также положен реальный исторический факт. 
В этой ленте актеру досталась небольшая, но достаточно заметная роль – одного 
из фигурантов по делу рок-музыканта Олега Малышева.  
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Сайт Александра Ивашкевича http://www.a-ivashkevich.com 
Этери Кекелидзе, "Александр Ивашкевич. Актер, которому мало театра", 
http://www.inieberega.ru 
Хеди Росма, "Александр Ивашкевич: "Все зависит от искренности твоих 
желаний", Журнал "Audi", 2011 
Борис Тух, "Александр Ивашкевич: известный и неизвестный", 25.04.2010, 
День за днем 
  |