| 
    
Фильмография:
  1931 Рядом с нами 
1938 По щучьему веленью  
1939 Василиса Прекрасная  
1940 Сибиряки 
1940 Салават Юлаев 
1941 Конек - Горбунок  
1942 Швейк готовится к бою 
1942 Принц и нищий  
1943 Мы с Урала 
1945 Кащей Бессмертный  
1945 Пятнадцатилетний капитан  
1947 Мальчик с окраины  
1948 Первоклассница  
1949 Смелые люди  
1950 Заговор обреченных  
1951 Сельский врач  
1952 Майская ночь, или утопленница  
1953 Налим 
1953 Завтрак у предводителя - телеспектакль 
1954 Море студеное  
1955 Судьба барабанщика 
1955 Секрет красоты - короткометражный 
1955 Самоуверенный карандаш - короткометражный 
1955 Овод  
1955 Белый пудель  
1956 Человек родился  
1956 Драгоценный подарок  
1957 Поединок  
1957 Новый аттракцион  
1958 Юность наших отцов 
1958 Сампо 
1958 Новые похождения кота в сапогах  
1958 Как поймали Семагу 
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва  
1959 Марья-искусница  
1959 Звероловы 
1959 Василий Суриков 
1959 В нашем городе - короткометражный 
1960 Конец старой Березовки  
1961 Человек ниоткуда  
1961 Своя голова на плечах 
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки  
1961 Пёс Барбос и необычный кросс - короткометражный 
1961 Приятного аппетита - короткометражный 	
1962 Я купил папу  
1962 Деловые  
1963 Сорок минут до рассвета 
1963 Слепая птица  
1963 Королевство кривых зеркал  
1964 Сгорел на работе 
1964 Обыкновенное чудо  
1964 Морозко  
1965-1967 Война и мир  
1966 Заблудший 
1966 Веселые расплюевские дни  
1966 Кавказская пленница, или новые приключения Шурика  
1967 Дубравка  
1967 Волшебная лампа Аладдина  
1968 Огонь, вода и... медные трубы  
1968 Калиф-Аист  
1969 Старый дом 
1969 Варвара-краса, длинная коса 
1970 Шаг с крыши  
1970 Хуторок в степи 
1970 Две улыбки  
1970 Бушует "Маргарита"  
1970 Баллада о Беринге и его друзьях 
1971 Достояние республики  
1971 Держись за облака  
1972 Золотые рога  
1972 Включите северное сияние 
1975 Финист - Ясный сокол  
1976 Развлечение для старичков 
1976 Пока бьют часы  
1976 Деревня Утка  
1978 Осенние колокола 
1978 Замурованные в стекле 
1979 Мой первый друг 
1980 У матросов нет вопросов  
1980 История одного подзатыльника - короткометражный 
1980 Если бы я был начальником 
1981 Шестой  
1981 Андрей и злой чародей  
1982 Серебряное ревю  
1983 Комета 
1983 Безумный день инженера Баркасова  
1983 Без особого риска  
1984 Осенний подарок фей  
1985 После дождичка в четверг  
1985 Господин гимназист  
1985 Внимание! всем постам...  
1986 Полет в страну чудовищ  
1988 На помощь, братцы!  
1991 Пять похищенных монахов 
1991 Действуй, Маня! 
1991 Veniks. Половые щетки 
1992 Ка-ка-ду 
1995 Великое замыкание или Детонатор 
 Озвучивание 
1979 В одно прекрасное детство 
1980 Вечерний лабиринт  
    | 
  
МИЛЛЯР  
Георгий Францевич 
 25.10 (07.11).1903, Москва — 04.06.1993, Москва 
Народный артист РСФСР (1988) 
 Безмятежное детство 
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера 
Франца де Милье. Франц приехал в Россию на работу консультировать русских в области 
мостостроения. Здесь то его и очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета 
Журавлева. Женившись, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и 
приличное приданое.  
Совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще 
не исполнилось и трех лет, когда его отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала 
жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье 
и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, 
а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру. 
Неудивительно, что Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами 
стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал 
перед родственниками. Однажды в семилетнем возрасте мальчик раскрасил себе лицо, 
решив преобразиться в Мефистофеля из «Фауста». К разочарованию Георгия тогда никто 
из родственников не испугался, наоборот, на их лицах появились улыбки… 
Перемены 
Безмятежное детство Георгия закончилось в 1914 году. Опасаясь предреволюционных 
волнений, мать решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы – к деду 
в Геленджик. Здесь он прожил больше пяти лет, здесь же встретил весть о разразившейся 
в России революции… 
Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной 
дачей. Опасаясь большего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему 
фамилию. Так он превратился из де Милье в просто Милляра. Впоследствии Георгий 
Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и о знании 
иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким. 
Неожиданный дебют 
Окончив в Геленджике школу, Георгий Милляр устроился работать бутафором в местный 
театр. Работал он добросовестно, но мечтал о большем – о карьере актера. Все роли 
он знал назубок. И счастливый час в его судьбе настал.  
Это случилось в 1920 году – неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. 
В панике руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то 
вспомнил о старательном бутафоре. Георгия буквально «вытолкнули» на сцену, и не 
разочаровались – юный актер превосходно справился с задачей. Так, постепенно, 
его стали вводить и на другие роли. 
Москва. Театр Революции 
В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, 
вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в 
настоящее время - Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно 
– необычная внешность, ужасная дикция. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим 
данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы 
не чувство профессиональной любознательности... «Консилиум» педагогов долго не 
мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...» 
Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского 
театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного 
актера. Многие из его ролей остались в памяти московских театралов: Герцог Альбано 
(«Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), 
аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа 
(«Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»). 
Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре, любовь 
зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. 
И в 1938 году он ушел из театра… 
Милляр, Роу, Столяров 
В кино Георгий Милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто вспомнит. 
Первую свою большую роль - Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу 
«По Щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют. И дебют оказался великолепным: 
самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились 
не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая 
должна была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась «Василиса 
Прекрасная». 
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея 
Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги 
режиссер долго не мог определиться. Пробовались многие известные актрисы, в том 
числе и знаменитая Фаина Раневская, но Роу понимал, что здесь должно было быть 
что-то другое. Поделившись своими сомнениями с Милляром, он услышал ответ: «А 
можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...» 
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, 
выглядел в гриме настоящим чудовищем. Рассказывают, что на съемках детишки с плачем 
разбегались в разные стороны, лишь увидев его. Тем выигрышнее смотрелся на его 
фоне красавец-богатырь Сергей Столяров, олицетворяющий все светлые силы человечества. 
Этот удачный дуэт великолепно сработал и в другой картине Александра Роу – 
сказке «Кащей Бессмертный». Столяров вновь играл русского богатыря, а Милляр на 
этот раз предстал в образе Кащея. Решение ставить фильм было принято еще в 1941 
году, после начала Великой отечественной войны. Отсюда и тема сказки - победа 
русского богатыря над врагом. В образе Кащея Роу видел исключительно лишь Георгия 
Милляра, но тот неожиданно ответил отказом: «Не могу! Таланта не хватит!» Роу, 
зная как переубедить Милляра, стал просто приглашать его на обсуждение отдельных 
эпизодов фильма. И это сработало. На очередное обсуждение Милляр явился с наголо 
обритой головой и бровями, и всем стало ясно, что актер решил сниматься. 
Премьера картины состоялась в День Победы - 9 мая 1945 года. Поскольку кинотеатр 
не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь. Милляр играл Кащея, 
ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам 
ранней готики. Он действительно был страшен в этом образе. Тем ярче выглядел финал, 
когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя 
Сергея Столярова.  
Самая обаятельная нечистая сила 
Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу (исключение – 
лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, 
и фильм-балет «Хрустальный башмачок»). И каждая их совместная работа – это ярчайший 
след в отечественной кинематографии. Эти киносказки не один десяток лет с удовольствием 
смотрят и дети, и взрослые. 
Его 
герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе 
близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо 
в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, 
те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает 
в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок 
было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, 
а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.  
Милляр вообще очень тщательно работал над созданием своих образов, подбирая 
грим, брови, усы, нос, уши, бородавки, прическу. Нередко он брился наголо, для 
того, чтобы облегчить работу гримерам. А как долго он репетировал перед зеркалом 
различные ужимки и повадки своих героев! Поэтому его персонажи всегда получались 
очень живыми и вызывали такой восторг у зрителей. На одном из кинофестивалей дети 
наградили Милляра титулом «Самая обаятельная нечистая сила», - это ли не самое 
настоящее признание народной любви?! 
Особым 
успехом у зрителей пользовалась Баба-Яга, - образ полностью созданный Георгием 
Милляром. В общей сложности актер сыграл Бабу-Ягу на экране около десяти раз, 
и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня 
из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и 
не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом 
персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на 
голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. 
Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее 
был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте 
я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, 
нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка... Не женская эта роль. 
Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только 
отвернется - она тут же реснички себе подрисует». 
В фильмах Александра Роу Георгий Милляр нередко играл не одну, а две-три роли. 
Так в сказке «Огонь, вода и медные трубы» он сыграл Бабу-Ягу и Кащея, в сказке 
«Золотые рога» - Бабу-Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал 
сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и 
вдовствующей королевы.  
Роли в фильмах других режиссеров 
Яркие 
образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Многим запомнился 
в исполнении актера Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная 
лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание 
знания есть признак незнания, осознание незнания...» Среди других сказочных героев: 
мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим 
в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана 
«Андрей и злой чародей». 
 
При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь 
эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист 
из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев 
в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов 
Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского , дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» 
- эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта. 
К сожалению, талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино очень 
однобоко: либо в сказках в образах нечистой силы, либо в эпизодических комедийных 
ролях. А Милляр много лет мечтал сыграть великого русского полководца Александра 
Суворова. И уж точно, - его Суворов занял бы достойное место в отечественном кинематографе. 
Но ни Суворова, ни Вольтера, ни Цезаря ему сыграть не удалось, - слишком сильны 
были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера. 
Личная жизнь 
О личной жизни Георгия Милляра ходит немало слухов. Рассказывают, что в 30 
лет он женился на одной молодой, легкомысленной актрисе. Та завела роман с кинорежиссером, 
а затем заявила Милляру о планирующемся пополнении. На это Георгий Францевич будто 
бы ответил, что детей у него не может быть, и потому она может отправляться к 
истинному отцу предполагаемого ребенка. Правда это, или лишь одна из легенд, сегодня 
сказать трудно. Достоверно известно лишь одно, - то, что Милляр прожил один до 
65 лет. Вернее не один, а со своей мамой Елизаветой Журавлевой (она скончалась 
в 1971 году). Жили они в обычной коммуналке (той самой бывшей квартире Милляров-Журавлевых, 
национализированной после революции), занимая лишь одну из комнат. А в остальных, 
как водилось в те годы, жили другие семьи. 
В жизни Георгий Францевич был человеком простым, предпочитал дружить не с руководством, 
а с гримерами, костюмерами и осветителями. Любил выпить, предпочитая водке тройной 
одеколон и портвейн. Однако при этом никто и никогда не видел его пьяным. Так 
– лишь немного подшофе. На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, 
от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр 
называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку 
его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски. 
Эта маска несерьезного человека и спасала его в трудные годы от репрессий. 
Однажды в их коммуналке появилась новая жительница - Мария Васильевна. Родом 
она была «из раскулаченных» - в свое время арестовали сначала ее отца, а затем 
и мать. С первым мужем она развелась еще до войны, а второй погиб на фронте. От 
этих браков у нее осталось трое детей (к моменту, когда она появилась в квартире 
Милляра, они давно уже выросли).  
Милляр сразу же стал присматриваться к новой соседке, захаживать к ней в гости. 
А затем сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне 
– 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны 
мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга». 
Свадьбу они отметили в первый день съемок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная 
коса». Вернее это съемочная бригада сделала молодоженам сюрприз, накрыв столы 
на берегу Москва-реки. Свадьба прошла весело: с шутками, ряжеными, традиционными 
розыгрышами.  
До свадьбы Мария Васильевна работала в охране в одном из министерств, но Георгий 
Францевич заставил ее бросить работу. Свою жену он очень любил, с большой нежностью 
приняла невестку и его мама. Сошелся Милляр и с детьми своей супруги, став им 
и отцом, и другом. Вообще, в семье Милляров всегда царили мир и уважение, вот, 
что рассказывает их соседка Людмила Зайцева: «Это была удивительно трогательная 
пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от 
него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» 
Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил 
в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал 
свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь 
заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, 
где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких 
уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит». 
Навеки в памяти 
Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря 
на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 
лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные 
роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 
лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда 
окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, 
пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог 
отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. 
Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» 
– попросила девочка, и он отдал все. 
До своего 90-летия Георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 
1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет…  
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Сергей Капков, «Эти разные, разные лица» (30 историй жизни известных и неизвестных 
актеров), «Георгий Милляр. Самая обаятельная нечистая сила»; 
Надежда Тюрикова, «Театр одного Кощея», еженедельник «Алфавит», №.19, 2000 г; 
Татьяна Богданова, «Старик Похабыч в образе Бабы-яги», «Аргументы И Факты»; 
Татьяна Богданова, «Георгий Милляр: «Я не мужчина…Я баба-яга» , «Аргументы И Факты»; 
Агата Радзиевич, «Таких злодеев больше нет...», www.ytpo.ru
  |