| 
    
Фильмография: 
 1999 Ускоренная помощь-1 (Беларусь, Россия) 
2000-2001 Ускоренная помощь-2 (Беларусь, Россия) 
2002 Любовник  
2002 Каменская-2 
2002 Закон  
2003 Небо и земля (Беларусь, Россия) 
2003 Вокзал (Беларусь, Россия) 
2003 В июне 41-го  
2004 Команда (Россия, Беларусь) 
2004 Женщины в игре без правил (Беларусь, Россия)  
2004 Еще о войне (Беларусь)  
2004 Эрик XIV  (Беларусь) - фильм-спектакль 
2004 Вам - задание (Беларусь) 
2005 Я помню (Беларусь)  
2005 Призвание (Беларусь, Россия) 
2005 Мужчины не плачут-2  
2005 Дети Ванюхина  
2005 REPLAY, Семён! - короткометражный 
2006 Соблазн (Беларусь)  
2006 Вызов-2  
2006 Franz+Polina  
2007 Супермаркет  
2007 Скульптор смерти  
2007 Ваша честь  
2007 Бумеранг  
2007 1612: Хроники Смутного времени  
2008 Наваждение  
2008 Любовь как мотив  
2009 Детективное агентство "Иван да Марья" 
2009 Дастиш фантастиш (Беларусь) 
2009 Вольф Мессинг: Видевший сквозь время 
2009 Волки (Беларусь) 
2010 Что скрывает любовь 
2010 Тихий центр (Беларусь) 
2010 Псевдоним "Албанец"-3  
2010 Покушение (Беларусь)  
2010 Моя любовь 
2010 Катино счастье  
2010 Капитан Гордеев 
2010 Иллюзия охоты (Беларусь)  
2010 Журов-2 
2010 Адвокатессы 
2011 Счастье есть  
2011 Слепое счастье 
2011 Пять невест  
2011 Один единственный и навсегда 
2011 Не жалею, не зову, не плачу 
2011 Навигатор  
2011 Лучший друг семьи  
2011 Лето волков 
2011 Команда восемь  
2011 Всё, что нам нужно... (Беларусь)  
2011 В полдень на пристани  
 2012 Сердце не камень 
2012 Выше неба (Беларусь) 
2012 Отдел «С.С.С.Р» (Беларусь)  
2012 Однолюбы  
2012 Нечаянная радость 
2012 Не уходи  
2012 Мать и мачеха 
2012 Клубничный рай 
2012 Зоннентау 
2012 Знахарка  
2012 Русалка  
2012 Рассказы 
2012 Случайные знакомые (Россия, Беларусь) 
2012 Смерть шпионам. Лисья нора (Россия, Беларусь,Украина) 
2012 Яблочный спас  
2013 Ба-бу (Беларусь) 
2013 Весомое чувство 
2013 Вот это любовь! 
2013 Государственная граница (Беларусь) 
2013 Она не могла иначе (Россия, Беларусь) 
2013 Пасечник 
2013 Роль  
2013 Самое главное 
2013 С любимыми не расстаются 
2013 С чистого листа 
2014 Анна 
2014 Вместо неё 
2014 Врачиха 
2014 Красавец и чудовище 
2014 Одолень-трава (Беларусь) 
2014 Плюс Любовь 
2014 Прошу поверить мне на слово 
2014 Слепой расчёт 
2014 Сон как жизнь 
2014 Старшая дочь 
2014 У Вас будет ребёнок 
2014 Уходящая натура 
2015 Бариста 
2015 Красная королева  (Россия,  Украина) 
2015 Кто я 
2015 Любовь, которой небыло 
2015 Останьтесь навсегда 
2015 Паук 
2015 Пионеры-герои 
2015 Плакучая ива 
2015 Удар зодиака 
2015 Укради меня 
2016 Все возрасты любви 
2016 Давайте познакомимся 
2016 Долги совести 
2016 Запах лаванды  (Россия, Беларусь) 
2016 Куба 
2016 Кузнец моего счастья 
2016 Муж с доставкой на дом 
2016 Проще пареной репы 
2016 Расплата за счастье 
2017 Дом фарфора 
2017 Качели 
2017 Огонь, вода и ржавые трубы 
2017 Через беды и печали 
2017 Чёрная кровь (Россия, Беларусь, Украина) 
2018 Вопреки судьбе 
2018 Злоумышленница 
2018 Колдовское озеро 
2018 Лидия 
2018 Маруся 
2018 По Щучьему велению (Россия, Беларусь,Украина) 
2018 Тётя Маша 
2019 Дорогая подруга 
2019 Заступники 
2019 Змеи и лестницы 
2019 Наказание без преступления 
2019 Ни шагу назад! (Украина) 
2019 Отчим 
2019 Сильная слабая женщина 
2019 Синее озеро 
2019 Случайный кадр 
2019 Три в одном-5 
2020 Дед Морозов 
2020 Кризис (Россия, Беларусь) 
2020 Хозяйка горы  | 
  
МИРОНОВА 
Тамара Васильевна
 Родилась 03.02.1950, Вильнюс 
Обладатель Диплома 1-й степени на Республиканском смотре творческой 
молодежи (1978) 
Обладатель Диплома 3-й степени на Республиканском смотре творческой молодежи (1980) 
Обладатель Диплома, грамоты и денежной премии за лучшую женскую роль на фестивале 
в Москве (1995) 
Лауреат приза за лучшую женскую роль на фестивале в Челябинске (1991) 
Лауреат приза зрительских симпатий на фестивале в Кишиневе (1992) 
Обладатель титула «Лучшая актриса» (1997, за спектакль «Женитьба, или Совсем невероятные 
приключения») 
Обладатель Приза за лучшую женскую роль на фестивале немецкой драматургии (2002, 
за спектакль за роль Молли («Отблеск дальних молний» Д. Каль) (2002) 
Обладатель титула «Лучшая драматическая актриса» по версии «БелГазеты» (2002) 
Обладатель Диплома «За высокие творческие достижения и значительный вклад в театральное 
искусство Беларуси» (2002) 
Обладатель Приза за лучшую эпизодическую женскую роль ХIV Международного фестиваля 
актеров кино «Созвездие-2006» (2006, за фильм «Franz + Polina») 
Обладатель Приза СТД «Хрустальная звезда» (2008) 
Награждена Нагрудным знаком «За вклад в развитие культуры Беларуси» (2010) 
Награждена Медалью Франциска Скорины (2011)
 Начало пути 
Родители Тамары Мироновой были из России. В свое время они перебрались в Вильнюс, 
где и родилась Тамара. Уже в детском саду девочка демонстрировала артистические 
способности, с удовольствием читая стихи на утренниках. А в школьные годы она 
посещала всевозможные кружки и народные студии.  
После окончания школы Тамара Миронова поступила в Вильнюсский педагогический 
университет. Благополучно отучилась, получила диплом, но по специальности работать 
не стала. Девушка уехала в Даугавпилс, где после перерыва открывался театр. Там, 
в театральной студии с начинающими актерами занимались режиссеры ведущих московских 
театров. Тамара Васильевна с благодарностью вспоминает своих первых педагогов, 
которые не только обучили ее азам профессии, но и привили любовь и уважение к 
сцене.  
Бобруйск 
В 1973 году в Даугавпилс приехал на гастроли Могилевский областной театр драмы 
и комедии имени Дунина-Мартинкевича (функционировавший в Бобруйске). Руководители 
театра побывали на одном из учебных спектаклей студии и обратили внимание на Тамару 
Миронову, отметив большой потенциал молодой актрисы. Приглашение не замедлило 
себя ждать. Так Тамара оказалась в Белоруссии.  
В Бобруйске Тамара Миронова проработала 15 лет, заслужив любовь и уважение 
многочисленной театральной публики. За годы работы ею было сыграно более трех 
десятков ролей. Среди них самые заметные – в спектаклях: «Малыш и Карлсон» (Малыш), 
«Свои люди – сочтемся» (Липочка), «Васса Железнова» (Людмила), «Судебная хроника» 
(Надя), «Соломенная сторожка» (Наташа Рязанова), «Не только про любовь» (Лариса), 
«Поднятая целина» (Варька), «И смолкли птицы» (Галя). Стоит заметить, что играть 
актрисе с первых же спектаклей пришлось на белорусском языке. И это ей удалось 
без всяких проблем. Сама Тамара Васильевна говорит: «Наверно, помогли гены: моя 
бабушка родом из Бреста».  
«Дзе–Я?» 
Расцвет творчества Тамары Мироновой пришелся на 90-е годы. В 1988 году она 
перешла в минский театр «Дзе-Я?», которым в то время руководил Михаил Трухан. 
Под его руководством талант актрисы заблистал новыми гранями. Ее работы в спектаклях 
были отмечены многочисленными призами на театральных фестивалях в различных городах 
России (Москва, Челябинск, Кишинев) и за рубежом. Так на фестивале в Эдинбурге 
(Шотландия) в 1995 году за роль в спектакле «Черт и баба» Тамару Миронову отметили 
в прессе как лучшую актрису театра малых форм. А за исполнение роли Подколесиной 
(на английском языке) в спектакле «Женитьба, или Совсем невероятные приключения» 
в 1997 году она была удостоена титула «Лучшая актриса». 
Из других работ Татьяны Мироновой на сцене театра «Дзе–Я?» стоит отметить: 
Инну в спектакле «Мурлин Мурло», Шептуху в спектакле «Рагнеда», Смерть в «Отчаянии», 
Коломбину в «Квартире Коломбины», Марию в «Призраке», Бульди в постановке «Анданте», 
ряд ролей в спектакле «Заколдованная принцесса» (Принцесса, Королева, чертик, 
колдун, придворная дама).  
В период работы в «Дзе–Я?» Тамара Васильевна регулярно ассистировала режиссерам. 
А в 1999-2000 годах после смерти Михаила Трухана исполняла обязанности художественного 
руководителя театра . 
Театр Янки Купалы 
В 2000 году Тамара Миронова перешла в театр «Вольная сцена». За год работы 
она успела сыграть в спектаклях: «Принц Мамабук» (Маруся, Анна), «Вечер» (Ганна), 
«Трибунал» (Полина), «Отблеск дальних молний» (Молли).  
С 2001 года Тамара Миронова - актриса Национального академического театра имени 
Янки Купалы. Тамара Васильевна занята в спектаклях: «Эрик XIV» (мать Эрана Персана), 
«Паулинка» (Агата, Аделя), «Жениться - не журиться» (Дарья), «Отройте контролёру!» 
(Галя), «Дети Ванюшина» (Арина Ивановна), «Хам» (Евдоха), «Не мой» (Кучериха). 
Кроме того Тамара Васильевна сотрудничает с Современным художественным театром 
(«Мещанская свадьба»). 
Кучериха 
Если с театром у Тамары Мироновой все было отлично: роли, успех, признание, 
то вот с кинематографом роман долгое время не клеился. Сниматься она стала уже 
в зрелые годы. При этом появлялась актриса исключительно в эпизодических ролях. 
Ее героинями становились: санитарки, бомжихи, кастелянши, матери, соседки и т.д. 
Встреча с молодым, талантливым режиссером Михаилом Сегалом стала для Тамары 
Мироновой подарком судьбы. Сегал для своего дебюта в кино - драмы «Франц + Полина» 
- выбрал сценарий белорусского классика писателя-фронтовика Алеся Адамовича «Немой», 
написанный на основе реальных событий Великой Отечественной войны. Тамаре Мироновой 
он доверил в своей картине одну из ключевых ролей - Кучериху, мать Полины. Тамара 
Васильевна рассказывает о своих пробах на роль: «Мы не были знакомы. В тот день, 
когда Сегал проводил кастинг, я была на киностудии. Помню, у меня сильно болела 
голова. Кто-то мне сказал: «Зайдите в кабинет, там проходит кастинг». Я зашла: 
режиссер был один. Мы долго разговаривали, Михаил рассказал, что собирается снимать, 
что для него важно. Потом попросил сделать маленькую сценку: «Не играйте, сделайте, 
как чувствуете…» <…> … мы с ним проговорили 40 минут. Он меня так к себе 
расположил! Мне стало хорошо, спокойно. Я была сама собой». 
Образ Кучерихи Тамаре Мироновой не пришлось искать долго: она много раз играла 
похожих белорусских женщин и в театре «Дзе Я», и в Купаловском. Сама актриса признается: 
«Я люблю таких женщин, как моя Кучериха. Они мне близки. Хотелось сделать именно 
белорусский характер, немного закрытый, внешне неэмоциональный. Кучериха ведь 
типично белорусская женщина, тихая, спокойная. И умирает она тихо...» 
Можно много говорить о достоинствах фильма «Франц+Полина». Это очень глубокая 
и драматичная, красивая и трагичная кинолента, лишенная псевдопатетики и плакатности. 
Но главная ценность, пожалуй, в другом. Создателям картины удалось передать особенности 
национального характера, потому-то фильм получился именно белорусским. Во многом 
заслуга в этом и Тамары Мироновой. Актриса, не имевшая большого опыта в кино, 
сыграла просто мастерски, заявив себя полноправной наследницей классических традиций 
Макаровой и Станюты в белорусском искусстве. После каждого снятого эпизода с ее 
участием режиссер звал молодых актеров к монитору: «Молодежь! Идите смотреть!» 
А после сцены смерти сказал Тамаре Васильевне: «Тамара, запомни: эта сцена станет 
классикой. Ее будут изучать». 
Кино. 2007-2013 годы 
Нельзя сказать, что успех фильма «Франц+Полина» круто изменил кинематографическую 
жизнь Тамары Мироновой: актриса продолжала сниматься в эпизодических ролях бабушек 
и тетушек. Тем не менее обращать внимание на нее стали значительно чаще. А посмотреть, 
как говорится, есть на что. При создании кинообразов Миронова не применяет ярких 
красок, в ее героинях неизменно чувствуется спокойствие, достоинство. Они всегда 
узнаваемы, прямо из нашей жизни, им веришь, к ним проникаешься симпатией. Такова, 
например, ее Анна Захаровна в драме Александра Колбышева «Волки» - образ негромкий, 
но очень трагический. Из других работ актрисы: Тамара Васильевна в «Детективном 
агентстве «Иван да Марья», няня Лидия Денисовна в мелодраме «Моя любовь», воспитательница 
в детдоме Евгения Шароева в сериале «Адвокатессы», домработница Антонина Васильевна 
в мелодраме «Нечаянная радость», соседка семьи Васильченко в сериале «Зоннентау». 
Очень интересный образ актриса создала в философско-мистическом альманахе Михаила 
Сегала «Рассказы» (2012). В новелле «Энергетический кризис» Тамара Миронова сыграла 
главную роль библиотекаря Анны Петровны. Образ глубоко символичный – последнее 
хранилище энергетики русской литературы. Она как вымирающий динозавр в современном 
мире…  
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Валентин Пепеляев, «Чувства без слов, 04.11.2006, http://www.sb.by 
Тамара Миронова, http://www.belactors.info 
Юлия Тельтевская, «Тамара Миронова: «Актер - это послушник», 21.09.2011, http://www.aif.by 
Антон Сидоренко, «Душа болела...», «На экранах», №10, октябрь, 2006 г. 
Ольга Алиновская, «Тамара Миронова: «Радуюсь каждому прожитому дню», газета «Женский 
калейдоскоп», № 15 от 12 апреля 2011 г. 
 
 |