| 
    
Фильмография: 
  1985 Этот фантастический 
мир. Выпуск 11 - фильм-спектакль 
1987 Завтра была война 
1988 Маленькая Вера 
1988 Автопортрет неизвестного 
1989 В городе Сочи темные ночи 
1992 Назад в СССР (Back in the U.S.S.R.) - США-Россия 
1992 Товарищ на лето (Comrades of Summer) - США 
1993 Закон и порядок (Law and Order) - США 
1996 Every Minute is Goodbye - США 
2009 Бубен, барабан 
  | 
  
НЕГОДА 
Наталья Игоревна 
 Родилась 12.11.1964, Москва 
Лауреат кинопремии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» (1988, 
«Маленькая Вера») 
Лауреат Гран-при «Золотой Хьюго» за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале 
в Чикаго (1988, «Маленькая Вера») 
Лауреат Пеpвого пpиза как лучшей актрисе на Международном кинофестивале в Женеве 
(1989, «Маленькая Вера»)
 Маленькая Наташа  
Наталья Негода родилась в Москве 12 ноября 1964 года. Уже в раннем детстве 
Наташа ощутила вкус артистической жизни – ее родители имели непосредственное отношение 
к творчеству: мама работала режиссером на телевидении, а отец был актером. Учиться 
девочка не любила, а школьная рутина долгое время вызывала панический ужас, ведь 
Наташа мечтала не о катетах и уравнениях с какими-то неизвестными, а о балетных 
антраша: «Со школы учебу ненавижу, как вошла в нее, так и вышла – белым листком, 
только чуть помятым. Все время пыталась уйти в балерины. Была маленькая, страшная 
и толстая – щеки, как у барсука. Сказки читала до очень позднего возраста, плакала». 
Однако такой сентиментальный и романтический характер скрывался за неприметной 
в буквальном смысле внешностью – из-за роста на Наташу долго не обращали внимание 
ребята-ровесники и не принимали всерьез взрослые. А она представляла себя только 
актрисой – великой и гениальной, поэтому сразу после школы отправилась штурмовать 
театральные. В толпе статных красавиц будущая первая секс-бомба СССР, а пока «гадкий 
утенок» Негода просто терялась. Но девушка не сдавалась – сказывалось Скорпионье 
упрямство: «У меня была проблема с ростом: маленькая, никто не видит, поэтому 
на экзамен в Школу-студию МХАТ приходилось таскать в сумочке туфли с десятисантиметровыми 
каблуками и переобуваться в скверике. На «танцах», конечно же, свернула каблук, 
и к всеобщей радости уковыляла, извинившись». Первая мечта Наташи Негоды сбылась 
только через год – она стала студенткой Школы-студии МХАТ (мастерская О. Ефремова). 
 
В 1986 году Негода окончила Школу-студию и пережила мучительный период показов 
в театры, который закончился приемом в ТЮЗ: «Мы всем скопом ходили показываться, 
и везде: нет, нет, нет, а когда меня взяли в ТЮЗ, мне казалось, что это грандиозный 
случай, а прошел год, и я поняла: боже мой, меня засасывает болото, мой талант 
гниет, моя молодость погибает». Юношеский максимализм Негоды – как и всякий максимализм 
20-летнего человека – был вполне оправдан, к тому же, в 1986 уже закончились съемки 
в фильме Ю. Кары «Завтра была война» по одноименному роману Б. Васильева, где 
у Натальи была одна из главных ролей – десятиклассницы Зины: «Студенткой Б. Васильева 
прочла – «Завтра была война» - всю ночь прорыдала, пришла на учебу – режиссер 
Ю. Кара немедленно ко мне: «Хочешь сниматься в фильме «Завтра была война»?» - 
«Да!!!». Именно благодаря этому фильму состоялось знакомство с начинающим режиссером 
В. Пичулом. 
«Маленькая Вера» 
 Встреча с 27-летним режиссером Василием Пичулом произошла совершенно случайно. 
Вот что позже вспоминал Пичул о работе с Негодой: «Она пришла на студию Горького 
получать гонорар за роль комсомолки Зины в фильме «Завтра была война». Там ее 
увидел наш администратор и привел ко мне. Дальше были пробы. Сначала на роль Веры 
планировалась , но 
ее пригласили в фильм «Башня». Негода не пыталась вызвать к себе никакой симпатии, 
про нее всегда рассказывали жуткие истории — как она ведет себя в жизни, как в 
театре… Получалось нечто ужасное, и я, конечно, не горел желанием приглашать ее 
в фильм. И когда Апексимова отказалась от роли, Татьяна Лиознова, бывшая по тем 
временам вроде продюсера, заставила показать еще раз пробы и выбрала Негоду. А 
я был так раздавлен предательством предыдущей актрисы, что мне было совершенно 
все равно». Вопреки ожиданиям режиссера и съемочной группы, Негода никак не проявляла 
свой пресловутый дурной характер: «С ней работать было легко, даже постельная 
сцена (первая откровенная в отечественном кино) далась на удивление просто. Она 
великая актриса, а про великих всегда говорят гадости. Она реально не понимала 
эту жизнь, но органично в нее вошла — это не от мозга идет, а от таланта. И я 
благодарен и судьбе, и Татьяне Лиозновой, потому что Негода стала тем нервом, 
который внес в фильм энергетику. Это мой первый фильм, в нем масса ошибок, но 
никто их не видит, потому что там есть энергетика». Возможно, именно эта сумасшедшая 
энергетика, а не обнаженная грудь Негоды привлекли в кинотеатры более 50 миллионов 
зрителей – и это в то время, когда о мощных пиар-технологиях и слыхом не слыхивали. 
 
Так в конце 1980-х символом веры в то, что и мы будем жить лучше, стала маленькая 
провинциальная девушка Вера. Вера – отвязная и резкая, добрая и чуткая девчонка, 
рвущая от жизни всё, что удается. Но не то она рвет, и оторванные куски не доставляют 
радости. Да и что можно оторвать в провинциальном, рабочем поселке с дикими драками 
под портретами вождей, танцплощадкой и прочими прелестями социализма? Что могут 
сказать очумевшие от работы и борьбы за выживание родители только что окончившей 
школу дочери, найдя у нее в сумочке 20 долларов? Она задыхается, как и всем 
людям, ей нужны счастье и любовь. Вера вдруг понимает, что если не начать брыкаться 
и драться прямо сейчас, то серая рутина засосет навечно. Фильм произвел эффект 
разорвавшейся бомбы. И главной «пострадавшей» стала Наталья Игоревна Негода. На 
исполнительницу роли маленькой Веры обрушился целый шквал эмоций – от негодования 
до восхищения… Негода хорошо помнит, как во время премьеры в Доме кино раздался 
возглас «Позор!» и большая группа покинула зал: «Мне кажется, что «маленькая Вера» 
- это не просто моя героиня. Тут другой смысл. Это маленький мир маленьких людей 
с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира».  
Кроме Негоды, в фильме снимались Юрий Назаров, Людмила Зайцева, Александр Алексеев-Негреба, 
Александра Табакова, Андрей Фомин, Александр Миронов и . А партнером Натальи, с которым по сюжету у нее был бурный роман и 
первая в отечественном кино эротическая сцена, стал студент первого курса Щукинского 
училища : «Сниматься 
с Наташей было вовсе не сложно. Говорят, будто она была капризной актрисой, - 
это абсолютная неправда. А к той постельной сцене режиссер настолько тонко и грамотно 
нас подвел, что никакого стеснения не возникало. И никакими первопроходцами мы 
себя не чувствовали, это была наша работа, и мы просто старались сделать ее качественно. 
А о том, что картину станут считать точкой отсчета нового кинематографа, мы даже 
не предполагали». 
 А между тем пресловутой сцены в картине могло и не быть. Режиссер Василий 
Пичул придумал ее уже после того, как отснял весь фильм. Просматривая материал, 
он понял, что не хватает чего-то такого, что «полоснуло» бы по сознанию зрителя. 
Вспоминает Андрей Соколов: «Мне неожиданно из Наташкиной квартиры позвонил Пичул: 
- Андрюх, приезжай, надо обсудить одну вещь. У нас не хватает чего-то такого, 
что «врезало» бы по-настоящему.  
И мы сидели втроем, обсуждали. Надо сказать, Вася оказался очень мудрым человеком. 
Сколько ему тогда было – двадцать шесть, двадцать семь лет… Но он настолько тактично 
нас к этому подвел: надо работать, давай так – ну давай. Сцена-то была непростая. 
Вокруг нас стояло человек двадцать пять: кто со светом, кто с гримом, кто просто 
глазел... Но оператор нас вел: «Подвинься туда» - я подвинулся, «Сделай так» - 
я сделал. В общем, как-то прошло...».  
К сожалению, в свое время за формами Негоды почти пропало содержание этой великолепной 
драмы. Кинокритики советской школы как-то не заметили, что фильм этот глубокий 
и идеально воссоздает атмосферу среднего провинциального города. Что картина эта 
об одиночестве и безысходности, о маленькой Вере, большой Любви и робкой Надежде. 
 
По опросу журнала «Советский экран» Наталья Негода была признана лучшей актрисой 
1988 года, а фильм получил множество наград на международных фестивалях: Большой 
специальный приз жюри Международного кинофестиваля 1988 года в Монреале, премию 
ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля 1988 года в Венеции, Гран-при "Золотой 
Хьюго" за лучшую женскую роль Наталье Негоде на Международном кинофестивале 
1988 года в Чикаго, приз «Голубой берег» Международного кинофестиваля 1989 года 
в Трое, пеpвый пpиз лучшей актрисе Наталье Негоде на Международном кинофестивале 
1989 года в Женеве, приз «Феликс-89» за лучший сценарий Марии Хмелик, Гран-при 
за лучший полнометражный фильм на Международном кинофестивале 1989 года в Анже, 
приз киноакадемии "Ника-88" лучшей актрисе года Наталье Негоде, призы 
кинофестиваля «Созвездие-89» за роли второго плана Юрию Назарову и Людмиле Зайцевой. 
Негода привнесла в образ максимум личного обаяния и ту меру исповедальности, 
которая сделала ее героиню символом поколения, а фильм – символом эпохи. Образ 
Маленькой Веры принес Негоде небывалый успех и крушение личного счастья. По крайней 
мере, именно из-за этой роли закончился трехлетний роман с Ефремовым-младшим. 
 
Получив международное признание и всенародную славу, актриса Негода продолжала 
воплощать противоречивые образы зайчиков-попугайчиков на сцене московского ТЮЗА: 
«В театре кругом левые, правые, кривые, прямые, думай, что говорить, кому, как 
и где, и немедленно примыкай, а я от этого устаю. Не было ни врагов, ни друзей. 
Ни ролей. Зато все массовки – зайчики, попугайчики, клены и березки – мои. Пичул 
мне сказал: «Ну, и что тебе в этом? У тебя впереди открытый проект, поездки»». 
Негода задумалась, но не надолго – выбор между сомнительным будущим в ТЮЗЕ и сногсшибательными 
рекламными компаниями в Италии, Испании и предложением сняться в «Плейбое» был 
легким. В 1988 году Наталья Негода ушла из театра навсегда.  
«Маленькую Веру» закупили для проката в 12 странах, а Наталья Негода изъездила 
полмира и даже выступала зарубежной соведущей на церемонии вручения «Оскара». 
Скандальный успех фильма принес Негоде дивиденды в форме предложения сняться для 
разворота «Плейбоя» - в СССР это было просто неслыханно. Как позже признается 
Негода, она приняла это предложение из интереса и из-за денег, и попросту не думала, 
что ее поступок будет иметь такой резонанс: «Я думала, что слухи не дойдут до 
Союза. Но «Плейбой» сделал мне такую рекламу, что, когда я приехала в Нью-Йорк, 
поняла, что придется выставлять вперед кулаки для защиты. В Америке я давала по 
7 – 8 интервью в день». Через несколько месяцев слоган From Russia – with love! 
(«Из России – с любовью!» - именно такой девиз был напечатан на одной из маек 
плейбоевской серии) стал самым популярным во всем западном мире.  
Профессиональное мастерство Негоды сыграло с ней злую шутку, а точное попадание 
в образ Веры стало для актрисы не только триумфальным, но и роковым. Для зрителей 
Наталья Негода так и осталась «маленькой Верой». Роль Веры в фильме «Автопортрет 
неизвестного» (реж. В. Криштофович, 1988) осталась незамеченной, а ее Лена из 
фильма «В городе Сочи темные ночи» (реж. Пичул, 1989), столичная интеллигентка 
с несложившейся судьбой, снова взбалмошная и бунтующая, оказалась перепевом звездной 
роли.  
В 1989 в интервью журналу «Огонек» самая популярная актриса советского кино 
откровенно рассказывала о своих страхах: «Я боюсь, что все, что со мной произошло, 
случайно. Сошлись звезды на небе. А завтра этого уже не будет. И жди следующих 
звезд. Мне было бы очень страшно не выезжать больше никогда за границу… Боюсь, 
что не будет предложений. Я хочу много зарабатывать денег, тратить их на себя 
и тех, кого люблю. Я боюсь, что наша жизнь развернется в обратную сторону. Боюсь, 
что мы идем по чужим следам и повторяем этапы чужого пути: поствьетнамский синдром, 
сексуальная революция, студенческие волнения ожидают и нас. Я боюсь потерять близких 
и любимых. Я очень боюсь остаться одна». Существует мнение, что человеком управляют 
его страхи. Эта причина кажется особенно убедительной, если страхи уравновешены 
заманчивыми перспективами: безденежье и вереницы «маленьких» Вер, Лен и Кать – 
на одной чаше весов, и «карьера Мишель Пфайффер» (насколько фантастически бы это 
не звучало), благополучие – на другой. И снова Негода сделала выбор. Решительно 
и бесповоротно.  
Новая жизнь 
В начале 90-х Наталья Негода окончательно перебралась на Запад, вышла замуж 
за русского эмигранта, экономиста по профессии, и поселилась в Лос-Анджелесе. 
Где живет и сейчас. Правда, уже без мужа. Наталья в Голливуде сыграла главные 
роли в трех фильмах: «Назад в СССР» (реж. Д. Сэрафьян, 1992), «Товарищ на лето» 
(1992), «Закон и порядок» (реж Томм Ли Уоллас, 1993) и «Every Minute is Goodbye» 
(1996). Актриса ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с 
прессой почти не общается, на тусовках не появляется: «Я давно не работаю. Неинтересно 
стало. А сидеть и ждать, что вдруг позовут на очередную пробу и я стану Мишель 
Пфайффер... Вдруг не бывает. И Мишель Пфайффер я там никогда не стану. И вот как 
только я перестала реагировать на то, что моя жизнь все меньше связана с кино 
– с тем, чем я раньше зарабатывала деньги, - я стала свободна и счастлива».  
В 2003 году Н. Негода стала героиней фильма Б. Бермана и И. Жиндарева «Звучная 
фамилия Негода, или «Маленькая Вера» 15 лет спустя», который с успехом прошел 
по Первому каналу. 
 Игорь BIN
 Использованные материалы: 
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000"); 
Наталья Негода на сайте www.kinox.ru; 
Наталья Негода на сайте www.kinofilm.kz; 
Наталья Негода на сайте www.dreamtech.ru; 
Наталья Негода на сайте www.krugosvet.tu; 
А. Терехов «Девушка нашей мечты» - Огонек, 1989; 
В. Чумаков «Маленькая вера большой страны» (www.ogoniok.ru); 
«Маленькая Вера 15 лет спустя» – «Аргументы и факты» – № 45 (1202) от 05.11.2003; 
«Первая русская грудь» – «Харьковские окна» от 11.11.2004; 
М. Забелина «Голая правда» советского кино» – «Наше кино» - № 4 (12) 2005
  |