| 
    
Фильмография:
 1989 Руанская дева по прозвищу Пышка 
1990 Похороны Сталина 
1990 Савой 
1990 Закат 
1991 Расстанемся - пока хорошие 
1992 Старые молодые люди 
1992 Сезон обнаженного сердца 
1993 Макаров 
1999 Мужской характер, или Танго над пропастью 2 
1999 Чек 
2000 Каменская. Не мешайте палачу 
2000 С точки зрения ангела 
2000 Империя под ударом 
2001 Семейные тайны  
2001 Сыщики  
2001 Фаталисты 
2001 Мамука  
2001 Московские окна  
2002 Атлантида 
2002 Смотрящий вниз  
2003 Участок 
2003 Лучший город Земли 
2004 Холостяки 2003 Огнеборцы 
	
2004 Потерявшие солнце  
2004 Вкус убийства  
2004 Прощайте, доктор Фрейд! 
2005 Кушать подано 
2005-2006 Не родись красивой 
2005 Примадонна 
2006 Папараца 
2006 Он, она и я 
2006 Неверность 
2006 Иван Подушкин. Джентльмен сыска-1  
2006 Заколдованный участок  
2006 Блюз опадающих листьев 
2006 Бедная крошка 
2007 Сашка, любовь моя 
2007 Подруга банкира 
2007 Мымра 
2007 Ленинград  
2007 Контракт на любовь 
2007 Иван Подушкин. Джентльмен сыска-2  
2007 Затмение  
2007 Женская дружба 
2007 Диверсант. Конец войны 
2008 Четыре возраста любви 
2008 Умница, красавица  
2008 Золотой ключик 
2009 Осенние цветы (Украина) 
2009 Голоса рыб 
2009 Ханума - фильм-спектакль 
2010 Игрушки  
2010 Журов-2 
2010 Доктор Тырса 
2012 Четверг, 12-e 
 
2012 Средство от смерти 
2012 Подари мне воскресенье 
2012 Однажды в Ростове 
2012 Анна Герман (Россия, 
Украина, Польша, Хорватия) 
2012 Частное пионерское 
2013 Мотыльки (Украина)  
2013 Вверх тормашками 
 
2013 Я оставляю вам любовь 
  2013 Тихая охота 
  2013 Пиковая дама - фильм-спектакль 
  2013 Обмани, если любишь 
  2014 Улыбнись нам, Господи - фильм-спектакль 
  2014 У вас будет ребёнок 
  2014 Марьина роща-2 
  2014 Алхимик. Эликсир Фауста 
  2015 Последний янычар (Россия, Украина) 
  2015 Орлова и Александров 
  2015 И был день 
  2017 Икра 
  2018 Чужая кровь 
  2019 Дипломат 
  2021 Бендер: Начало 
2021 Бендер: Золото империи 
2021 Папы 
2022 Идентификация 
2023 Доктор Краснов 
2024 Переведи её через Майдан 
2025 Краснов. Новые серии
  | 
  
РУТБЕРГ 
Юлия Ильинична
 Родилась 08.07.1965, Москва 
Заслуженная артистка РФ (2001)  
Лауреат театральной премии «Чайка» (1997) 
Лауреат Премии «Лица года» (2005) 
Кавалер Ордена «Слава нации» (2006) 
Награждена Медалью «Миротворец» (2007)
 «На уровне хромосом…» 
Юлия Рутберг родилась 8 июля 1965 года в артистической семье. Мама – музыкант, 
бабушка – танцовщица, дедушка – артист балета. Отец окончил Энергетический институт, 
но потом увлёкся пантомимой, стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. 
Своей профессией и гордым профилем Юлия Рутберг обязана отцу - миму и актеру, 
. Сейчас Илья Рутберг - профессор, 
заведующий единственной в мире кафедрой пантомимы и пластической культуры, но 
он до сих пор снимается в кино. На его счету такие фильмы: «Добро пожаловать, 
или посторонним вход запрещён», «Ты - мне, я – тебе», «Безымянная звезда», «Мэри 
Поппинс, до свидания!», «Женщина, которая поёт», «Если верить Лопотухину», «Макаров», 
«Свадьба». 
Когда артистку спрашивают, какое влияние на нее оказал ее папа, она отвечает: 
«Это на уровне хромосом». Юлия с отцом жутко похожи. Девочке было месяца четыре. 
Какая-то пожилая, очень экзальтированная особа, увидев ее, воскликнула: «Боже, 
какая некрасивая девочка!». Надо представить себе выражение Юлиной мамы. Но та 
не растерялась: «Да, вылитый папа. Будет счастливой, примета такая…». Её называли 
«дочерью полка», девочка постоянно находилась в гуще репетиций и творческих споров. 
Ее нянчили по очереди все участники студии «Наш Дом». Она до сих пор по привычке 
называет тетями и дядями: «дядя Сеня Фарада», «дядя Саша Филиппенко», «дядя Гена 
Хазанов»...  
Учеба 
Училась Юлия Рутберг, не очень хорошо, в английской спецшколе, с преподаванием 
некоторых предметов на английском языке. По гуманитарным предметам шла, правда, 
неплохо, в технических же была «полный ноль». Кошмарные сны, что ее вызывают по 
физике, математике или химии, ей снились лет до тридцати.  
Осознанное желание стать артисткой пришло в пятом классе на юбилее эстрадной 
студии «Наш дом» при Университете, где работали родители: папа был одним из трех 
руководителей, Аксельрод, Розовский, Рутберг, а мама пела тут же в квартете.  
В Щукинское училище Юлия Рутберг с первого раза не прошла, а поступила в ГИТИС 
на эстрадный факультет. Два года училась там на одни пятерки, и все равно, каждый 
год поступала снова и снова в Щукинское. Илья Рутберг ждал ее у училища, чтобы, 
всю в слезах и соплях, забрать дочку с очередного провала. Наконец, сердце его 
дрогнуло, и он позвонил заведующему кафедрой Щукинского училища Владимиру Георгиевичу 
Шлезингеру, и попросил послушать дочь лично. В итоге Юлия Рутберг была зачислена 
на курс А.А. Казанской.  
Театр 
В 1988 году Юлия окончила Щукинское училище и была принята в труппу Театра 
им. Вахтангова. На его сцене ею были созданы образы: Зойки в «Зойкиной квартиры», 
Двойры в «Закат», Дурандас в «Два часа в Париже», Хетти в «Даме без камелий», 
Клотильды в «Я тебя больше не знаю, милый», Алкмены в «Амфитрионе», Жюли в «Фрекен 
Жюли», Морин Фолан в «Королеве Красоты» и др. 
Удача Юлии Рутберг улыбнулась с первых же театральных шагов. Очень скоро актриса 
завоевала народную любовь, и сегодня ее имя в афише для посвященного зрителя – 
своеобразный гарант качества.  
Помимо работы в родном театре Юлию Рутберг приглашают в свои проекты ведущие 
отечественные режиссеры. Она репетирует «Хлестакова» (роль Анна Андреевна) в Театре 
Станиславского у Мирзоева; участвует в эксперименте Жолдака «Чайка» (Аркадина), 
который идет на сцене Театра Наций; с Михаилом Козаковым возобновляет «Играем 
Стриндберг-блюз» (Алис); у питерского режиссера Гриши Козлова в Театре на Литейном 
играет все женские роли в «Докторе Чехове».  
Юлия Рутберг ответственно относится к любой работе, и никогда не будет работать 
с халтурщиками. Ей интересно работать с талантливыми людьми, играть в спектаклях 
Петра Фоменко, Романа Виктюка, Гарри Черняховского, Владимира Мирзоева, Андрея 
Жолдака. В кассовом, но низкопробном действии она никогда принимать участие не 
будет! 
«All that Jazz» - «Вся эта суета» 
Наверное, 
неожиданно, что артистка, которая работает в репертуарном театре, актриса Театра 
имени Вахтангова, которая играет Чехова, Шекспира, Мольера вместе с партнерами, 
вдруг сделала такой зигзаг и вышла в соло. Юлия Рутберг вдруг решила самореализоваться 
в моноспектакле. Ей вдруг, почему – то, стало очень важно быть на сцене одной, 
захотелось саморазрядиться. Видно чего – то или много накопилось, или немножко 
надоело, что ее стерилизуют режиссеры. А вот здесь она в разных ипостасях, такая, 
какая есть.  
Так в 2004 году родился собственный театральный проект Юлии Рутберг, результатом 
которого стал спектакль «All that Jazz» - «Вся эта суета». В спектакле, созданном 
в жанре кабаре, актриса общается с костюмерами и музыкантами небольшого оркестра, 
с далекими Лайзой Минелли и Майклом Джексоном, Эдит Пиаф и Чарли Чаплиным. Она 
легко, свободно разговаривает с залом, попутно решая одну из самых болезненных 
для театра проблем - вечно звонящих мобильных телефонов. 
Кино 
Вообще кино для Юлии Рутберг началось ни шатко, ни валко, и нормальные роли пришли 
не сразу, но сейчас актриса не бедствует. Ее приглашают сниматься как в полнометражные 
фильмы, так и в сериалы. 
А впервые Юлия Рутберг попала на съёмочную площадку в 16 лет, правда вошла 
в кадр только спиной. Играла дочку тирщика, а тирщика играл ее папа.  
В 1989 году актриса сыграла небольшую роль у Евгения Гинзбурга в мюзикле «Руанская 
дева по прозвищу Пышка» по рассказам Ги де Мопасана. Г. Гаранян тогда разрешил 
актрисе даже спеть самой. В картине Юлии посчастливилось играть в окружении настоящих 
звезд: , 
Николая Лаврова, , 
, Валентины Талызиной, 
Светланы Смирновой, Константина Райкина.  
Год спустя Евгений Евтушенко позвал Юлию Рутберг в свою вторую картину, ретро-драму 
с элементами фантасмагории «Похороны Сталина», насыщенную автобиографическими 
мотивами. 1953 год. Москва прощается с вождем. Улицы забиты толпами, гибнут люди. 
В похоронной толчее знакомится девушки, одна из которых нелепо погибает в траурной 
процессии. Так у второй начинается другая, взрослая жизнь.…  
Потом у артистки была, правда, совсем уж эпизодическая роль вместе с Сергеем 
Фетисовым в философской притче, эксцентрической драме «Макаров», в которой, по 
мнению критики, так превосходно играли артисты. Причем, все. Сергей Маковецкий, 
который, наконец, сыграл в кино как подобает статусу артиста, а не восторженно 
оценивающей публике. Замечательная Елена Майорова, у которой неудач, впрочем, 
и так никогда не было. 
Мужской характер в кино 
В 1999 году в криминальной драме «Мужской характер, или Танго над пропастью» 
Юлия Рутберг сыграла киллера. И, наверное, неспроста. В характере актрисы, безусловно, 
есть что-то сильное, мужское. Она умеет добиваться результата, противостоять хамству, 
наглости, подлости. Она человек шпаги, умеет постоять за себя, и не только… 
В том же году в триллере «Чек» Юлия Рутберг снялась в роли Марины вместе с 
Николаевым Расторгуевым и Николаем Фоменко. Сценарий писался специально для музыканта 
Расторгуева. Действие фильма разворачивается в провинциальном городке. Илья и 
Акежан - сыновья одной матери и разных отцов, которых воспитывает чуткий дядя-милиционер 
по фамилии Расторгуев.  
Акежан, двенадцатилетний компьютерный гений, серьезно болен, и его необходимо 
срочно оперировать. Операция безумно дорогая, и денег на нее нет. Оказавшись в 
безысходном положении, милиционер Расторгуев связывается с мафией и погибает. 
Но после него остается чек на пять миллионов долларов. Мощь правоохранительных 
органов, коварство мафии обрушены на юных героев. 
Сериалы 
С 2000 года начался новый, сериальный, этап в жизни Юлии Рутберг. В восьмом, 
заключительном фильме сериала «Каменская. Не мешайте палачу», ей посчастливилось 
сыграть с , Валерием 
Приемыховым, Андреем Паниным, Николаем Лавровым. И хотя роль ей досталась эпизодическая, 
но благодаря актрисе, она получилась яркой и запоминающейся.  
В том же году Юлия Рутберг с  и  снялась 
в одиннадцатом фильме сериала «Империя под ударом. Хлыст». 
Можно заметить, что актрисе нередко достаются отрицательные роли. Но и в отрицательной 
роли, Юлия Рутберг всегда старается увидеть конкретный характер. Замечательно 
учили ее педагоги, что если играешь плохого, то ищи в нем, все же, побольше хорошего. 
Поэтому ни один отрицательный персонаж не получился у актрисы совсем уж отрицательным. 
Например, она получает письма по поводу роли Эммы Константиновны в «Московских 
окнах», где ей говорят, что вот гадина, но вас так жалко!  
В 2003 году Юлию Рутберг в числе многих звезд кино пригласили в «Участок», 
позже названный «народным сериалом». Актрисе досталась роль Инны Шаровой. Наверное, 
в жизни героиня Юлии Рутберг вряд ли смогла бы жить в деревне. Хотя… кого только 
в деревне не встретишь… Свою героиню актрисе характеризует так: «Моя интеллигентка 
вышла замуж. Муж привёз её к себе домой в деревню, и она так там и осела. Такая 
овца из девятнадцатого века». 
Между съемками в сериалах актриса успела сняться в полнометражном фильме, комедии 
«Прощайте, доктор Фрейд!», где исполнила роль мамаши, обеспокоенной взрослением 
своего сына и для этого нанимающей ему психолога. На эту роль Юлия была утверждена 
без проб. Режиссер Марина Мигунова так и сказала: «Никто, кроме тебя». А по признанию 
актрисы: «Когда такое говорят артисту, он начинает просто расцветать, это такой 
допинг, после которого человек начинает творить чудеса». 
 И, конечно же, знаменитый сериал «Не родись красивой», вышедший на экраны 
в 2005 году. По мнению самой артистки: «Это феномен Шарля Перро. История про Золушку, 
которая всегда срабатывает! Но пользоваться этим надо очень аккуратно. Сильный 
актерский состав: Тараторкин, Остроумова, Муравьева, Жигалов, Раиса Рязанова, 
хорошие молодые актеры Петя Красилов, Илюша Любимов из студии Петра Фоменко, Оля 
Ломоносова, … 
 
Я получала большое удовольствие, работая в таком коллективе. А еще благодарна 
ребятам-режиссерам за то, что они мне дали осознанную вольницу. Вообще эта работа 
была сплошным хулиганством. Все эти «дядьки» и «тетьки», «кукусики» и «бабасики» 
придумала совершенно случайно. Правда, потом чуть не сошла с ума. Выходя на улицу, 
всякий раз вспоминала Фаину Григорьевну Раневскую, которую преследовала фраза 
«Муля, не нервируй меня!» 
Последние работы 
Сегодня Юлия Рутберг – одна из самых востребованных работ. В 2006 году она 
была приглашена в сериал «Затмение», где поднимаются уходящие из нашего времени 
понятия веры, надежды, любви и бескорыстия. Юлия Рутберг здесь играет роль матери 
Арсения. Артистка попыталась построить роль так, чтобы зрителям было понятно, 
отчего она дошла до жизни такой. Нет, не в данном конкретном случае, здесь никаких 
особо отрицательных вещей не написано, а именно в «сложных» людях, какой является 
героиня. 
В 
том же году Юлия Рутберг вместе с компанией замечательных актеров: Александром 
Балуевым, Александром Лыковым, Марией Ароновой и Ольгой Красько снялась в очень 
веселой комедии положений «Кушать подано». 
А недавно поступило предложение от продюсера Мирры Тодоровской сыграть в многосерийном 
телефильме о семье Сталина, который будет снимать молодая женщина, режиссер из 
Чехии. «Все Тодоровские, от мала до велика, очень профессиональные люди. И работать 
с ними - одно удовольствие», - считает Юлия Рутберг. 
Голос 
Голос Юлии Рутберг можно услышать (хотя и не так часто) в рекламе. Да и за 
кадром в циклах передач, документальных и публицистических фильмах на канале «Культура» 
ее голос звучит. Для такой работы нужен особый настрой. Ведь артист не может помочь 
себе игрой. Здесь нужно внятное словесное действие - это как определённый музыкальный 
инструмент.  
Личная жизнь 
Дом, 
в котором живет актриса, - это продолжение дома, где она выросла. В родительском 
доме был один закон, самый главный: все помогали друг другу. Дети были всегда 
любимыми, а когда подрастали, становились помощниками родителям. И все очень переживали 
друг за друга. И эти семейные традиции естественно перешли к Юлии. Хотя из-за 
того, как она живет, ее муж, актер , постоянно уезжает на съемки, у них несколько другой быт. Но в семье 
тоже есть свой закон: муж Толя обязательно утром варит овсяную кашу - ну, потому 
что это нужно, полезно, а жена Юлия периодически старается сварить какой-нибудь 
бульон, чтобы, забежав, домой днем, можно было что-то легко перехватить. 
Ни в электричестве, ни в технике актриса ничего не понимает. Единственное, 
что освоила, - это мобильный телефон, и то только те функции, которые ей показал 
Максим Суханов, потому что у него такая же модель. Компьютер никогда даже не включала 
- и не собирается. Так что информацию по-прежнему получает из книг, от людей, 
а общаться с компьютером совсем не хочет. 
А вот сын увлечен компьютером. «Гришка взрослый, самостоятельный, замечательный 
и в то же время очень сложный. Лицедей. Очень спортивный. Со всем джентльменским 
набором. Страшный обезьянец. Учится в Международном институте рекламы, безусловно, 
тяготеет к актёрству, но насильно толкать его никто не будет. Пусть у мальчика 
будет «нормальная» профессия. Его приглашали сниматься, но он отказывался. Гриша 
никогда не выходил на сцену, как многие актёрские дети, и не снимался в кино», 
- любовно характеризует Юлия Рутберг своего старшего ребенка. 
Когда актриса работает, отдыхает спазматически, нервно и чуть-чуть. С одной 
стороны, понимает, что есть слово «надо», а с другой - надеется, что будет работать 
с отличными актерам. А отдохнуть, наверное, успеется в другой жизни. Любит путешествовать, 
любит море. Обожает собирать грибы, землянику. Ей нужны лес, резиновые сапоги, 
платок, и чтобы ее никто не узнавал. В первые три дня отпуска актрисе хочется 
быть абсолютным животным: спать, спать и есть.  
Юлия Рутберг считает себя человеком с дурным характером. Дурность характера 
актрисы, наверное, заключается опять же в том, что она оставляет за собой право 
назвать подлеца подлецом, на белое сказать белое, на черное - черное. 
А еще, как она сама признается, ей присуща зависть. Она всегда завидовала Лайзе 
Минелли, что в ее жизни повстречался Боб Фосс. Она всегда завидовала , что рядом с ней оказался Александров. Она всегда завидовала 
Ольге Михайловна Яковлевой, что ее создал Эфрос. Она всегда завидовала тем людям, 
которые снимались в фильмах Ромма и Авербаха. Какого цвета эта зависть? И как 
она, к чему она обращена? «Вот и судите меня с этих критериев, что мне свойственно, 
а чего нет. Во всем остальном я прекрасная маркиза. Ваша Юлия Рутберг».  
Катя ТУР 
Использованные материалы: 
Сайт Юлии Рутберг http://www.jrutberg.com; 
Юлия Рутберг на сайте Театра им. Вахтангова http://www.vakhtangov.ru 
Полина Шершнева, «Трагедии теперь не в моде», ИА «Глобус»;  
«На вопрос «Как вы отдыхаете?» отвечает актриса Юлия Рутберг», интервью Ирины 
Васильчиковой, «Новые Известия»; 
«Невыносимая легкость бытия Юлии Рутберг», интервью газете «Новые Известия»; 
Юлия Рутберг в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», ведущая эфира Ксения Ларина, 
февраль 2002 г.; 
Татьяна Петренко, «Моя семья», журнал «Театральная афиша»; 
Юлия Баренгольц, «Женщина, следующая своей природе, выглядит по-королевски», Журнал 
«Салон красоты»; 
«Сериал «Затмение». Проект телеканала «ТВЦ», Издание «Мир ТВ и кино»; 
Жанна Егорова, «Змея Рутберг», «Телегазета» (Волгоград) №18 от 5-11.02.2004   |