|  
   
 
Фильмография: 
 
  1930 Саша 
  1938 Честь 
  1939 В поисках радости 
  1941 Боевой киносборник №6 
  1941 Дело Артамоновых 
  1946 Освобождённая земля 
  1954 Школа мужества 
  1959 Василий Суриков 
  1960 Чудотворная 
  1960 Тучи над Борском 
  1960-1961 Воскресение 
  1962 Половодье 
  1962 Семь нянек 
  1963 Именем революции 
  1965 Мы, русский народ 
  1966 Первая любовь - короткометражный 
  1967 Анна Каренина 
  1967 Осенние свадьбы 
  1970 Карусель 
  1970 Подсолнухи (Италия, Франция, СССР) 
  1973 Совсем пропащий 
  1973 Назначение 
  1973 Вечный зов 
  1975 Пошехонская старина 
  1976 Два капитана 
  1976 Дни хирурга Мишкина 
  1976 Сказ про то, как царь Пётр арапа женил 
  1977 Смешные люди! 
  1977 Фронт за линией фронта 
  1977 Странная женщина 
  1978 Отец Сергий 
  1979 Отец и сын 
  1981 Василий и Василиса 
  1981 Любовь моя вечная 
  1981 Половодье 
  1984 Человек-невидимка 
  1984 Мёртвые души 
  1984 Идущий следом  | 
 
 
САПОЖНИКОВА  
  Мария Фёдоровна
 18.02.1904 – 06.02.1993 
 Юность, учёба, дебют в кино 
До того, как стать актрисой, Мария Сапожникова работала делопроизводителем  Кировской милиции. В 1923 году девушка поступила в Ленинградский  государственный университет и проучилась там три года.  
Следующим этапов в жизни Марии Сапожниковой стала учёба в  Государственном техникуме кинематографии (ныне ВГИК). Будучи студенткой, она  дебютировала в кино, сыграв главную роль в немой драме режиссёра Александры  Хохловой «». Фильм повествовал о деревенской женщине, у которой по навету  кулака арестовали мужа. Она, находясь на последнем месяце беременности,  отправляется в город. Там Саша знакомится с обычным милиционером Пепельняком, находит  в его лице поддержку и понимание. В финале мужа Саши оправдывают, а сама она  устраивается работать регулировщицей. 
Несмотря на то, что фильм носил явную  агитационно-пропагандистскую направленность, нельзя не отметить отличную игру  дебютантки. Мария Сапожникова создала яркий образ крестьянской женщины, работящей  и терпеливой, всем сердцем переживающей за мужа. Казалось, что этот фильм  должен был стать отправной точкой кинокарьеры актрисы. Но этого не произошло.  Роль Саши так и осталась её единственной главной ролью. 
1931-1960 годы 
В 1931 году Мария Сапожникова окончила ГТК и стала  актрисой киностудии «Мосфильм». Но снималась она крайне редко и лишь в  эпизодических ролях: секретарша в детективной драме «Честь», колхозница в драме  «В поисках радости». 
В годы Великой Отечественной войны Мария Сапожникова  отправилась в эвакуацию, работала учетчицей склада НКО города Кирова. После  окончания войны она короткое время (1945-1946) проработала на Свердловской  киностудии. Затем Мария Фёдоровна вернулась в Москву на Мосфильм и с 1946 по  1959 год работала помощником режиссёра. Всё это время в кино она почти не снималась. 
Возрастные роли в кино 
Новый период в кинокарьере Марии Сапожниковой наступил  после 1960 года. Возрастную актрису стали приглашать сниматься в кино. Ей  предлагали лишь эпизодические роли (зачастую даже не указанные в титрах), но  зато она стала регулярно появляться на экране. Среди её работ: вдова в драме режиссёра  Александра Зархи «Анна Каренина», мать Наташи в мелодраме Бориса Яшина «Осенние  свадьбы», бабуля в церкви в знаменитом телесериале «Вечный зов», Акулина-ключница  в киноальманахе «Пошехонская старина», уборщица в приключенческой драме Евгения  Карелова «», Суворина в мелодраме «Дни хирурга Мишкина» и др. 
Свои последние роли в кино Мария Фёдоровна сыграла уже в  возрасте восьмидесяти лет: монашку в экранизации «Мёртвые души» и даму на почте  в фильме «Человек-невидимка». 
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
  Лиза Папазова, «Спасти Красоту: Валя Ляпина и Макс  Сапрыкин — Young-дуэт актеров из сериала «Жиза» , 7 августа 2022, https://daily.afisha.ru  |