| 
    
Фильмография:
 1958 Поэма о море  
1960 Простая история  
1960 Повесть пламенных лет  
1960 Бессонная ночь  
1961 Укрощение строптивой - фильм-спектакль 
1961 В трудный час 
1963 Юность 
1963 Первый троллейбус  
1964 Свет далекой звезды 
1964 Живёт такой парень  
1965 Женщины  
1965 Рано утром  
1965 Наш дом  
1966 Не самый удачный день  
1967 Северо-западнее Берлина - фильм-спектакль 
1967 Бабье царство  
1968 Новенькая  
1968 Зигзаг удачи  
1968 Длинный день Кольки Павлюкова - короткометражный 
1969 Странные люди  
1970 Моя улица  
1970- 1972 Руины стреляют...  
1971 Нюркина жизнь  
1971 Конец Любавиных 
1971-1972 День за днём 
1972 Сибирячка 
1973 Не пройдет и года...  
1973 Волны над нами - фильм-спектакль 
1974 Юркины рассветы  
1975 Барабанщица - фильм-спектакль 
1978 Васса Железнова - фильм-спектакль 
1990 Стариковское дело - фильм-спектакль 
1993 Шопен. Соната номер два - фильм-спектакль 
1993 Потрясение 
 
 
 
  | 
  
САЗОНОВА 
Нина Афанасьевна
 25.12.1916 (07.01.1917), село Константиновское Московской губернии 
- 01.03.2004, Москва 
Народная артистка РСФСР (1968) 
Народная артистка СССР (1977) 
Кавалер Ордена Ленина (1987) 
Кавалер Ордена Дружбы (1995) 
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000)
 Детство 
Нина Сазонова в самый драматический период для нашей страны - 7 января 1917 
года в селе Константиновском Московской губернии (ныне - Сергиево-Посадский район 
Московской области). Она была самой младшей в большой и дружной семье: у нее было 
две сестры и два брата. Спустя три года Сазоновы переехали в город Кимры и поселились 
в коммунальной квартире. И хотя жили они бедно, но у Нины Афанасьевны на всю жизнь 
осталась память о счастливом детстве. «Я всегда помню городок, в котором прошли 
мои детство и юность. Старинные дома, зелёные улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие 
к Волге», - вспоминала актриса. Родители Афанасий Михайлович и Матрёна Семёновна 
и сами хорошо играли на музыкальных инструментах, и детей научили, а маленькая 
Нина уже тогда демонстрировала замечательные вокальные данные. По выходным семья 
устраивала настоящие концерты, так что жизнь проходила весело. 
С юных лет у Нины Сазоновой проявилось актерское дарование. Ее первая школьная 
учительница Анна Михайловна Курятникова, заметив это, стала всячески поддерживать 
и развивать способности девочки. Нина Афанасьевна рассказывала, как они вместе 
исполняли романсы и русские народные песни, делали инсценировки русских народных 
сказок. В свободное от учебы время Нина Сазонова вместе с сестрой Татьяной посещала 
драмкружок «Красный обувщик». По совету руководителя кружка 16-летняя Нина решила 
связать свое будущее со сценой и отправилась в Москву поступать в студию при Центральном 
театре Красной армии. 
Начало театральной деятельности 
В студии при Центральном театре Красной армии проходил дополнительный набор, 
и на три места претендовало огромное количество желающих. Нина Сазонова преодолела 
этот сумасшедший конкурс, покорив комиссию своей непосредственностью и талантливым 
исполнением монологов и русских народных песен.  
 В 1938 году Нина Сазонова закончила обучение и была принята в труппу Центрального 
театра Красной армии. Веселая, неконфликтная, она легко влилась в коллектив, где 
ее стали ласково называть Ниночкой кимрской. Среди первых работ актрисы на сцене 
стали Манька Лагутина в спектакле «Учитель» и Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин». 
Однако в целом Нина Сазонова поначалу исполняла лишь второстепенные роли. 
Великая Отечественная война 
Первый день войны Нина Сазонова провела на Белорусском вокзале, выступая вместе 
с другими артистами перед отправлявшимися на фронт солдатами. И в дальнейшем все 
четыре года она колесила с концертами, выезжая на передовую, посещая госпитали. 
 
За эти годы чего только не случалось с актрисой. Не раз ее жизнь висела на 
волоске. Однажды, в один из зимних дней, направляясь пешком из одной части в другую, 
она наступила на противотанковую мину. По приказу сопровождающего ей пришлось 
простоять на месте около часа, пока не привели сапера. А летом 1942 года концертная 
бригада попала в окружение под Харьковом. Нина Сазонова, спасаясь от плена, укрылась 
вместе с полковником Красной Армии в стоге сена. Фашисты, прочесывая территорию, 
проверяли стога вилами. Здесь и нашел свою смерть полковник, а Нину спасло какое-то 
чудо – ее не обнаружили. На следующий день она выбралась из стога, встретила деревенскую 
старушку, которая дала ей одежду и посоветовала пробираться к линии фронта под 
видом деревенской девушки, ищущей свою корову. И вновь ей повезло: повстречавшиеся 
немцы не обратили на нее внимания, а затем ее подобрали советские разведчики. 
Но и на этом не закончились ее злоключения: актрисе предстояло пережить жесточайший 
допрос органов безопасности, который повлиял на ее психическое здоровье.  
Несмотря на все пережитое Нина Сазонова вновь и вновь возвращалась на передовую, 
чувствуя ответственность перед бойцами, защищавшими Родину. В общей сложности 
она дала более трех тысяч (!) фронтовых концертов. 
Театр 
После окончания войны Нина Сазонова продолжила работать в Центральном театре 
Красной армии (с 1951 года он был переименован в Центральный театр Советской армии). 
В 50-е – 60-е годы она была занята в спектаклях: «Степь широкая» Н. Винникова 
(Степанида Лукьяновна), «Поднятая целина» М. Шолохова (Лушка), «Барабанщица» А. 
Салынского (Наталья Тузикова), «Каса маре» И. Друцэ, «Надежда Милованова» по пьесе 
Веры Пановой (Татьяна) и др.  
Признание столичной театральной публики актриса обрела благодаря умению оставаться 
простой, близкой и очень родной каждому зрителю. Как эмоционально она создавала 
образ Натальи Тузиковой в спектакле «Барабанщица», повествующем о подвиге советских 
разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Так могла играть только женщина, 
не понаслышке знакомая с фронтовыми буднями. Военная тема звучала и в других постановках 
актрисы. Так в спектакле «Снеги пали» по пьесе Р. Феденева, поставленном в 1975 
году, Нина Сазонова великолепно сыграла Раису Семеновну Шитову, женщину, вынесшую 
все тяготы военных лет.  
Вместе с тем стоит отметить достаточно широкий диапазон сценических персонажей 
Нины Сазоновой: благополучная Татьяна в спектакле «Надежда Милованова», простодушная 
и сердечная Ивонн в спектакле «Ужасные родители» французского драматурга Жана 
Кокто, властная генеральша Епанчина в спектакле «Идиот» по Достоевскому, энергичная 
и страстная Бабушка в «Игроке» того же Достоевского. 
Среди работ актрисы в 70-е годы – роли в спектаклях: «Раскинулось море широко» 
Вс. Вишневского, «Птицы нашей молодости» Друцэ, «Господин Пунтила и его слуга 
Матти» Б. Брехта. И, безусловно, одна из лучших ролей на сцене Театра Советской 
армии - Васса Железнова в одноименном спектакле по пьесе Максима Горького. Нине 
Сазоновой удалось соединить в одном образе властность, деспотичность и огромную 
любовь к детям, помноженную на глубокое страдание.  
В 80-е годы Нина Сазонова радовала своих почитателей работами в спектаклях: 
«Деревья умирают стоя» А. Касоны (полная внутреннего достоинства донья Эухения), 
«Лес» А. Н. Островского (сыгранная на грани гротеска роль Раисы Гурмыжской), «Мандат» 
Н. Эрдмана (обаятельная Гулячкина). 
Кино. Первые роли 
В кино Нина Сазонова начала сниматься, когда ей уже было за сорок. В 1958 году 
режиссер Александр Довженко доверил ей роль Степаниды, матери погибших на войне 
семерых сыновей в драме «Поэма о море». Уже по этой небольшой роли можно было 
судить, что в кинематограф пришла настоящая Актриса.  
Впрочем, еще некоторое время ее имя было практически не известно зрителю: Нина 
Сазонова если и появлялась на экране, то в небольших ролях: Люба в мелодраме «Простая 
история», мать Марии в военной драме «Повесть пламенных лет». Умение актрисы без 
какой либо вычурности создавать полнокровные образы простых русских женщин, наделенных 
добротой и человечностью, разглядел в актрисе Василий Шукшин. Режиссер доверил 
ей роль тетки Анисьи в своей киноповести «Живёт такой парень» (1964). О том, как 
Нине Сазоновой удалось перевоплотиться в этот образ, говорит письмо, полученное 
Шукшиным после выхода фильма. Пишущий удивлялся, как режиссеру удалось научить 
актерскому мастерству простую деревенскую бабу… 
Вслед за этой картиной Нина Сазонова получила главную роль в мелодраме Павла 
Любимова «Женщины» (1965), поставленной по одноименному рассказу Ирины Велембовской 
и рассказывающей о жизни трех простых одиноких работницах мебельной фабрики, их 
сложной и трудной судьбе на фоне непростого послевоенного времени. Одну из них 
и сыграла Нина Сазонова. Ее героиней стала Екатерина Тимофеевна Беднова – женщина, 
потерявшая на войне мужа и теперь отдававшая себя воспитанию сына. Вместе с Сазоновой 
в картине снялись замечательные актрисы Инна Макарова и Галина Яцкина. В итоге 
получилась очень честная, непредвзятая история жизни русских женщин, сильных духом, 
любящих сердцем и душой, которые не боятся трудностей нынешней жизни. 
Столь же проникновенный образ Нина Сазонова создала и в мелодраме Татьяны Лиозновой 
«Рано утром» (1965). Ее Галина Петровна, немолодая женщина работающая кассиршей 
в гастрономе, влюбляется в соседа-вдовца, воспитывающего двух детей. Эта поздняя 
любовь мила, трогательна и чиста, с замиранием сердца наблюдаешь, как она робко 
прихорашивается, надеясь на ответное чувство. А с какой болью она воспринимает 
смерть любимого, принимая на себя заботу о его детях… 
Еще одна блестящая работа 1965 года – роль Марии Ивановой, матери четырех детей 
в драме режиссера Василия Пронина «Наш дом» - доброй, отчасти радостной, местами 
грустной, а в целом очень жизненной истории московской рабочей семьи. Роль ее 
кинематографического супруга исполнил выдающийся актер Анатолий Папанов. Впоследствии 
он так характеризовал Нину Сазонову: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова 
сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний 
человек. И ещё - очень скромная». 
Вокал 
В мелодраме «Женщины» Нина Сазонова впервые на экране продемонстрировала свои 
прекрасные вокальные данные, спев в дуэте с Петром Любешкиным очень душевный «Вальс 
расставания» на музыку Яна Френкеля и слова Константина Ваншенкина. 
Впоследствии актриса не раз исполняла песни, покоряя зрителей своим голосом, 
в котором соединялись грусть и нежность, сожаления и надежды. Песни «Ромашки спрятались» 
в мелодраме «Моя улица», «Стою на полустаночке» и «Кап-кап» в сериале «День за 
днем» стали поистине народными. 
Народная актриса 
Роли в фильмах «Живёт такой парень», «Женщины», «Рано утром», «Наш дом» принесли 
Нине Сазоновой широкую известность. Она и в дальнейшем исполняла на экране роли 
обычных жен и матерей, таких родных и близких. И каждая такая роль затрагивала 
самые сокровенные струны души, заставляя зрителей от души сопереживать их судьбам. 
Среди ее героинь второй половины 60-х: судья Анна Трофимовна в мелодраме «Не самый 
удачный день», Марья Петровна в комедии «Зигзаг удачи», вдова Настя Павлюкова 
в короткометражке «Длинный день Кольки Павлюкова».  
Особо стоит отметить военную драму Алексея Салтыкова «Бабье царство», посвященную 
русским бабам, колхозницам, перенесшими ужас фашистской оккупации в годы Великой 
Отечественной войны. Нина Сазонова в роли Анны Сергеевны, Римма Маркова в роли 
Надежды Петровны, Светлана Жгун в роли Насти не играли – а проживали вместе со 
своими героинями этот ад с гордо поднятой головой, а затем радостно встречали 
советских солдат-освободителей.  
Этапной работой Нины Сазоновой стала роль ткачихи Прасковьи Ивановны Бобровой 
или попросту тети Паши в 17-серийной мелодраме «День за днем». Этот первый советский 
телесериал вышел на экраны в 1971 году и сразу же завоевал сердца телезрителей. 
На протяжении нескольких вечеров перед ними разворачивалась картина жизни двух 
московских семей, обитающих в коммуналке, давно сроднившихся друг с другом, вместе 
решающих возникающие проблемы. Роль в сериале «День за днем» принесла актрисе 
такую популярность, что еще долгое время в Москву из разных концов страны приходили 
тысячи писем с простым адресом: «Москва. Тёте Паше». И ведь доходили же они до 
Нины Афанасьевны! 
В начале 70-х вышло еще несколько заметных картин с участием Нины Сазоновой. 
Так в мелодраме «Моя улица» ее героиней стала Клавдия Петровна Забродина, в 6-серийной 
военной драме она сыграла Антонину Дмитриевну, в мелодраме «Нюркина жизнь» - Веру 
Александровну, в остросюжетном фильме «Конец Любавиных» - Агафью Колокольникову, 
в мелодраме «Не пройдет и года...» - Пелагею Васильевну. 
С середины 70-х Нина Сазонова перестала сниматься в кино. Она играла в театре, 
а еще очень много гастролировала с концертами по стране. Ездила, потому что ее 
часто приглашали, а отказаться от шефских концертов она не могла, говоря: «Как 
можно отказаться приехать и встретиться с солдатами, рабочими. Я ведь блатную 
публику не люблю». Не раз бывала Нина Афанасьевна и родном городе Кимры… 
В 1987 году актриса была награждена Орденом Ленина. 
Личная жизнь 
Всю жизнь Нина Сазонова создавала образы женщин с нелегкими судьбами. Ее же 
судьба оказалась еще более драматичной, нежели у многих ее героинь. Она вышла 
замуж вскоре после войны за директора художественной галереи Александра Капитоновича 
Борисова. В этом браке родился сын Михаил. Однако прожили с супругом они недолго. 
 
После развода актриса одна воспитывала сына. Михаил уже в 16 лет бросил школу 
и привел в дом жену Наталью. Нина Афанасьевна выступала против этого брака, и 
он вскоре распался. После этого Михаил пристрастился к алкоголю и к азартным играм, 
он потерял работу, а его многочисленные долги приходилось оплачивать матери. 
В последние годы отношения между сыном и матерью, проживающими под одной крышей, 
были крайне натянутыми. Михаил старался всячески оградить ее от общения с внешним 
миром, не пускал никого в квартиру, не давал разговаривать по телефону… 
Трагедия 
Трагедия в семье Сазоновых произошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 2001 года 
на 1 января 2002 года. Михаил в пьяном состоянии избил мать. Проснувшись утром, 
он обнаружил ее лежащей без сознания на полу. Решив, что он убил мать, Михаил 
выбросился из окна. 
Нина Сазонова осталась жива, ее в тяжелом состоянии доставили в реанимацию 
госпиталя Министерства обороны Российской Федерации. Там Нина Афанасьевна получила 
квалифицированную помощь и впоследствии была выписана. 
На этом злоключения Нины Сазоновой не окончились. Все дальнейшее крайне запутано 
и неоднозначно. Каким-то странным образом у нее появилась сиделка-опекунша - медсестра 
Лариса Свиренко, которая назвалась ее двоюродной племянницей. Сама Нина Афанасьевна 
хорошо отзывалась о Свиренко и даже переоформила на нее свою квартиру, которая 
затем была продана. А Нина Сазонова оказалась в больнице в Новозагарье, известной 
так же как дом для престарелых. Внук Нины Афанасьевны Евгений пытался забрать 
ее оттуда, но врачи ответили отказом.  
В конце сентября 2003 года Лариса Свиренко забрала Нину Сазонову и поселилась 
с ней в квартире, снятой на окраине Москвы. 24 февраля 2004 года состояние здоровья 
Нины Афанасьевны резко ухудшилось, она была доставлена в 56-ю больницу Москвы. 
В ночь с 29 февраля на 1 марта 2004 года она скончалась от острой сердечной недостаточности. 
Похоронена на Ваганьковском кладбище Москвы. 
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Анатолий Папанов, «Загадка простоты», «Советская Россия», 07.01.1997 
Екатерина Щеглова, «Женщина из народа. Нина Сазонова», женский журнал «Суперстиль», 
21.12.2012 
Коркунов В. И., «Ниночка кимрская», Тверь: Марина, 2010 
Виктор Борзенко, «С военным размахом», «Театрал», 08.05.2013, http://www.teatral-online.ru 
Ирина Боброва, «Нехорошая квартира Нины Сазоновой», «Московский комсомолец», 12.01.2000 
Антон Клюев, Сергей Нехамкин, «Квартирный вопрос Нины Сазоновой», «Известия», 
25.11.2003 
  |