| 
    
Фильмография: 
 1958 Два Фёдора 
1958 Дорога на фестиваль - короткометражный 
1959 Всё начинается с дороги  
1960-1961 Воскресение  
1962 Порожний рейс  
1962 Коллеги  
1963 Крепостная актриса 
1963 День счастья  
1965 Чистые пруды 
1965 Совесть  
1965 Время, вперёд! 
1966 Человек, которого я люблю 
1967 Про чудеса человеческие  
1967 Они живут рядом  
1968 Любовь Серафима Фролова  
1968 Золотой телёнок 
1970 Сохранившие огонь  
1970 Один из нас  
1971 Расскажи мне о себе  
1972 Инженер Прончатов 
1973 Чёрный принц  
1973-1983 Вечный зов 
1975 Матерь человеческая 
1976 Безотцовщина  
1977 Трактир на Пятницкой 
1977 Доброта  
1977 А у нас была тишина... 
1978 Емельян Пугачёв  
1979 Опасные друзья  
1980 Холостяки - короткометражный 
1980 Дым Отечества  
1981 Тайна записной книжки 
1982 Формула света  
1983 Одиноким предоставляется общежитие  
1983 Найди на счастье подкову  
1984 Особое подразделение  
1985 Еще люблю, еще надеюсь 
1986 Вера  
1987 Прощай, шпана замоскворецкая... 
1987 Загадочный наследник  
1988 Серая мышь  
1988 Бомж. Без определенного места жительства  
1989 Молодой человек из хорошей семьи  
1989 Мир в другом измерении  
1990 Убийство свидетеля  
1990 Кошмар в сумасшедшем доме  
1991 Резиновая женщина  
1991 Заряженные 
смертью 
1991-1992 Непредвиденные визиты  
1992 Исполнитель приговора 
1992 Звезды на море  
1992 Вверх тормашками  
1993 Шиш на кокуй!  
1993 Твоя воля, господи!  
1993 Мир в другом измерении. Стресс 
1994 Маэстро вор  
1999 Транзит для дьявола  
2001 Парный танец в одиночку - фильм-спектакль 
2002 Две судьбы  
2003 Участок 
2003 Пятый ангел 
2003 Next 3 
2004 Холостяки 
2004 Сыщики-3 
2004 Ландыш серебристый-2 
2004 Джек-пот для Золушки  
2004 Даша Васильева. Любительница частного сыска -3 
2005 Тайная стража 
2006 Кто приходит в зимний вечер...  
2006 Заколдованный участок 
2007 Прощайте, доктор Чехов!  
2008 Батюшка 
2009 Райские яблочки. Жизнь продолжается 
2010 Химик  
2010 Судмедэксперты 
2010 Золотая рыбка в городе N 
2011 Яблоневый сад 
2011 Хранимые судьбой 
2011 Охотники за бриллиантами 
2011 Обет молчания  
2011 Манна небесная  
2011 Зойкина любовь  
2011 Гюльчатай 
2012 Маша и Медведь 
2012 Бедные родственники  
2013 Я подарю тебе любовь 
2013 Трое в Коми 
2013 Первая любовь 
2013 Линия Марты 
2014 Любимые 
женщины Казановы  
2015 Дойти до ручки 
  2015 Уроки выживания 
  2015 Непридуманная жизнь 
  2015 Медсестра 
  2015 Людмила Гурченко 
  2017 Королева "Марго" (Польша, Россия, Украина) 
2018 Большое небо 	
  2019 Призраки Замоскворечья 
  2019 Крымская сакура 
  2021 Стажёры
  
   
  | 
  
СЕМИНА 
Тамара Петровна
 Родилась 25.10.1938, г. Льгов, Курской обл. 
Народная артистка РСФСР (1978) 
Лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран» (1961) 
Лауреат премии ФИПРЕССИ на XV международном кинофестивале в Локарно (1962)  
Лауреат Приза за лучшее исполнение женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате 
(1983, за фильм «Вечный зов») 
Обладатель титула «Народное достояние Страны восходящего солнца» в Японии  
Детские годы 
Тамара Семина родилась 25 октября 1938 года в городе Льгове Курской области, 
в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Федоровича Бохонова. 
В детство Тамары трагически ворвалась война - на фронте погиб отец. В 1942 году 
мама, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, позже приехала 
к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу. 
В 1946 году произошла встреча Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, 
который усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. Как знак 
благодарности ему Тамара носит его фамилию. 
Вскоре Тамара Васильевна и Петр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе 
к его матери. Тамара училась здесь в школе до 8 класса, затем встал вопрос устройства 
на работу ,так как в старших классах обучение было платным . Тамара очень хотела 
учиться, чтобы поступить в вуз, и она решила пойти в школу рабочей молодежи. В 
школе рабочей молодежи № 2 она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, 
и секретарем.  
Учителя очень любили Тамару и удивлялись тому, как она все успевает. С учителями 
ей тоже повезло: литературу, например, преподавал сам Булат Шалвович Окуджава. 
Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. 
Она поступает в Калужский пединститут, но потом забирает документы и уезжает в 
Москву, приняв твердое решение стать актрисой. 
Учеба. Дебют 
В Москве с Тамарой Семиной произошла почти мистическая история - троллейбус 
привез ее, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные 
экзамены документы уже не принимали, но декан актерского факультета все же упросил 
комиссию сделать для Тамары исключение.  
Вот как о своем поступлении во ВГИК вспоминает Тамара Семина: «У меня был тоненький 
голосочек, и говорила я очень быстро, почти скороговоркой. Приемная комиссия подыхала 
со смеху. Попросили спеть. Дали аккомпаниатора. Играет вступление, смотрит на 
меня, я - никак. Она второй, третий раз. Говорю: «Можно без вас? Вы мне мешаете». 
Никакого волнения, наив полнейший! Пока пела, члены приемной комиссии стали переговариваться. 
Я замолчала. «Ну что ж ты не поешь?» - «Сами сказали: пой, а сами разговариваете. 
Ну что, петь дальше?» - «Хватит. Прочти стихотворение». - «Не буду. Плохое стихотворение. 
«Наш герб» называется». Тут вообще все легли». Туры Тамара прошла успешно, и в 
1956 году она стала студенткой мастерской О.И. Пыжовой. 
Среди 
своих красивых однокурсниц она казалась гадким утенком. Ее это не смущало. Семина 
покоряла неистощимой выдумкой. Вот она изображает шестилетнего мальчишку, который 
сидит на окне и не позволяет стащить себя оттуда, вот играет третью жену в пантомиме 
«Троеженец» - темпераментно, увлеченно, весело. Она вносила элемент игры и в жизнь 
- разыгрывала, подшучивала, сочиняла. 
Знакомство с кино произошло быстро - уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась 
в дипломных картинах молодых режиссеров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова 
в замечательной эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась 
ее встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Федора»; 
на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме 
«Все начинается с дороги» В. Азарова. 
 «Воскресение» 
Во время учебы во ВГИКе Тамаре Семиной почти все преподаватели прочили прекрасное 
будущее именно на комейдийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как 
драматическая актриса. И первым, кто открыл ее в этом амплуа, стал режиссер Михаил 
Швейцер, который в 1959 году пригласил ее на роль Катюши Масловой в экранизацию 
романа Л. Толстого «Воскресение». 
На 
съемках М.А. Швейцер и С.А. Милькина, его жена и незаменимый помощник, постоянно 
опекали актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, 
заметив, что Тамара слишком худа, поинтересовался, читала ли она роман Толстого: 
ведь Катюша Маслова – женщина довольно крупная, даже дородная. И тогда всё вгиковское 
общежитие бросилось «спасать» Тамару: ей постоянно носили еду, так что она быстро 
набрала необходимую для роли физическую форму. По этому поводу - и не только по 
этому - Тамара Петровна замечала: «Я счастлива, что на моем пути всегда были добрые 
люди». 
В фильме Тамара Сёмина проявила себя как классическая представительница русской 
актерской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. 
И - величайшая редкость в кино тех лет - ее Катюша была по-настоящему чувственной, 
но без какой бы то ни было пошлости. Сразу, после исполнения роли Катюши, на актрису 
тут же обрушился целый поток предложений сыграть всевозможных падших женщин. Но 
она сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного «амплуа», 
и все эти предложения отвергла. 
За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Сёмину 
лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей - как у советских зрителей, 
так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 
году на XV международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне как лучшей актрисе 
был присужден приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале 
в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, 
прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины. 
При этом роль в «Воскресении» была... дипломной работой Т.П. Сёминой. Экзаменационная 
комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на «отлично», и в 1961 году 
Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактера. 
Другие роли 
После «Воскресения» Тамара Сёмина снялась в нескольких интересных ролях - в 
фильмах «Коллеги» режиссера А. Сахарова, «Порожний рейс» режиссера В.Венгерова 
(оба - 1962), «День счастья» -1963, режиссера И. Хейфица. А в 1965 году Михаил 
Швейцер пригласил Тамару Петровну на роль в своей картине «Время, вперед!», где 
она, как писали критики, «вырвалась на простор открытого актерского темперамента» 
и блистательно проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство 
юмора. В «Крепостной актрисе» съемки были - ежедневный праздник: снег, дворец, 
танцы, тройки! За героиню Тамары Семиной пела знаменитая Тамара Милашкина. А Тамара 
Семина занималась дома, работала над дыханием, под запись училась петь. Тамара 
Милашкина потом хвалила Тамару Семину. 
Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х - первой половине 
1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный 
талант. Среди ее героинь были и современницы, и женщины из других эпох: «Человек, 
которого я люблю», реж. Ю. Карасик, «Совесть», С. Алексеев, «Чистые пруды», реж. 
А. Сахаров, «Любовь Серафима Фролова», реж. С. Туманов, «Один из нас», реж. Г. 
Полока, «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе», реж. С. Микаэлян. 
В 60-е годы Тамара Семина, помимо кино, играла и на театральной сцене - в Театре-студии 
киноактера. Там ею были сыграны несколько ролей, среди которых: Катерина в «Грозе» 
А.Островского, Валя Онищенко в «Русских людях» К.Симонова и др. 
Кино в 70-е годы 
Тамара 
Семина и в 70-е годы продолжала активно сниматься в кино и была очень популярна 
у зрителей. Особенно бурный успех выпал на ее долю в 1976 - 1977 годах, когда 
на экраны страны вышли сразу несколько фильмов с ее участием. Это телевизионная 
эпопея В.Краснопольского и В. Ускова «Вечный зов», в котором Тамара Семина сыграла 
роль Анфисы. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, и актеры Вадим Спиридонов, 
Ада Роговцева, Андрей Мартынов, снявшиеся в главных ролях, тут же превратились 
в национальных кумиров. 
О своей работе в «Вечном зове» Тамара Петровна говорила так: «Роль Анфисы - 
это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, 
вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни - с кем ты 
прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь 
счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».  
В те же годы на широкие экраны вышли еще три фильма, в которых Тамара Семина 
сыграла женщин с драматической судьбой. Это: «Безотцовщина» В. Шамшурина, «Трактир 
на Пятницкой» А. Файнциммера и «Матерь человеческая» Л. Головни. 
Съемки в «Матери человеческой» отняли меньше времени, но были гораздо более 
изнурительными, чем работа в «Вечном зове». Фильм снимался в Вешенской с сентября 
по февраль, и все это время актриса проходила на съемках в одном ситцевом платьице. 
Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное - нужно 
было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный 
в своем роде монофильм. Трудность актерской задачи усугублялась еще и тем, что 
у Тамары Петровны по роли почти не было слов. Остается только удивляться, что 
эта грандиозная актерская работа осталась недооцененной современниками. 
Кино в 80-е годы 
В 80-е годы предложений сниматься в новых фильмах Тамаре Семиной поступало 
значительно меньше, чем прежде, поэтому актриса компенсировала свои простои частыми 
гастрольными поездками. Обладая чрезвычайно выразительным, красивым низким голосом, 
прекрасно работала на дубляже иностранных фильмов: наиболее значительные ее роли 
) - дублирование польской актрисы Кристины Янды в картине «Любовники моей мамы», 
Анни Жирардо в «Руфи», Эдит Пиаф в фильме «Эдит Пиаф» и другие. 
После ряда драматических ролей Тамара Петровна в одном из интервью конца 1970-х 
годов призналась, что ждет съемок в комедии. Ждать достойной роли, однако, пришлось 
несколько лет, пока актрису не пригласили сниматься в фильме «Одиноким предоставляется 
общежитие» (1983, реж. С.И. Самсонов). Комедийно-гротесковая роль воспитательницы 
женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары Петровны одной из самых 
любимых и дорогих. 
Личная жизнь 
Замуж Тамара Семина вышла на 2-м курсе ВГИКа за своего сокурсника Владимира 
Прокофьева, она остается ему верна и по сей день. Редкое явление в актерской среде. 
Правда, в отличие от своей жены, Владимир Прокофьев не стал широко известен в 
кинематографической среде, однако зрителям хорошо знаком его голос. В течении 
более чем тридцати лет Владимир Прокофьев дублировал фильмы на киностудии имени 
Горького. 
В последние годы Тамара Семина мало снималась в кино, в середине 90-х годов 
тяжело заболел муж. 
В юности Тамара Петровна дружила с Н. Крючковым, Б. Андреевым, В Санаевым, 
М. Бернесом. Она называла их любя – «мои подружки». Продолжает дружить с некоторыми 
сокурсниками. Но самая хорошая дружба с соседями, с людьми совершенно другой профессии. 
Очень любит слушать музыку. Среди любимых певцов Ф. Шаляпин, В. Агафонов, Е. 
Камбурова. 
В одном из последних интервью на вопрос: «Почему любовь зрителей к вам не тускнеет 
с годами, хотя звездой вас никто не называл?» Тамара Петровна Семина ответила: 
«Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, 
люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография - в семейном 
альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». 
Не великая. Не знаменитая, нет - высокая. И, честно говоря, не ожидала, что мое 
скромное появление в сериале «Участок» зрители примут так восторженно. Вообще, 
когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы - кусочек их жизни». 
 
TED 
Использованные материалы: 
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000; 
Федор Раззаков, «Тамара Семина» («Досье на звезд», 1998); 
Тамара Семина на сайте Международного Объединенного биографического центра; 
М Невзорова, «Тамара Семина. Возвращение актрисы» (Аргументы и факты.)
  |