ТЕРЕНТЬЕВА 
Нонна Николаевна 
(девичья фамилия Новосядлова)
 
 15.02.1942, Баку, Азербайджан - 08.03.1996, Москва 
Детство 
15 февраля 1942 года в Баку в семье Антонины и Николая Новосядловых родилась 
дочка. Отец выбрал для нее имя Нонна, просто понравились инициалы Н.Н.Н.(Нонна 
Николаевна Новосядлова). 
Мать Нонны играла в Бакинском театре и была единственной русской актрисой, 
игравшей на азербайджанском языке. Отец был военным. 
После войны главу семьи направили служить в Румынию. Там Нонна пошла в школу. 
Через некоторое время семья переехала в Киев. 
Любимым занятием Нонны были кукольные представления, в которых она одна пела 
и говорила за всех кукол. А еще любила балет и занималась в хореографической студии. 
 
Годы учебы. Первые роли в кино 
После окончания школы Нонна поступила в Театральный институт им.Карпенко-Карого, 
но вскоре ушла из него и поступила в московское театральное училище им.Б.С.Щукина. 
Курс был знаменитым: Галина Яцкина, Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Владимир 
Долинский, Наталья Селезнева, Татьяна Егорова. На втором году обучения студентов 
выпускали на сцену Вахтанговского театра, где они изображали рабынь в массовке 
спектакля «Принцесса Турандот». 
В 1963 г. Нонна Новосядлова впервые снялась в кино. Режиссеры В.Усков и В.Краснопольский 
пригласили ее на главную роль Лены в фильм «Самый медленный поезд». Это была одна 
из самых удачных экранизаций прозы Юрия Нагибина. 
В 1966 году, когда Нона училась на последнем курсе, ее пригласили в фильм Иосифа 
Хейфица «В городе С.» по рассказу А.Чехова «Ионыч». Параллельно ее утвердили на 
роль в картине «Женя, Женечка и Катюша», но актриса предпочла Хефица.  
Нонна очень любила Чехова и уже снялась в короткометражном фильме по его рассказу 
«Шуточка». Её трогательная и наивная героиня летела с горки со своим кавалером 
(его играл Никита Михалков) и никак не могла понять послышалась ли ей фраза «Я 
люблю Вас, Наденька!» или она была на самом деле. 
В начале фильма «В городе С.» - Екатерина Ивановна (или как звали ее в семье 
Котик) – обворожительна и легкомысленна, высокомерна, а порой и жестока. В финале 
же фильма она вызывает глубокое сочувствие. В фильме снимались такие мэтры как 
Игорь Горбачев, Лидия Штыкан, Анатолий Папанов. Но рядом с ними Нонна не выглядела 
неопытной и робкой. 
Фильм Хейфица было решено показать на Каннском кинофестивале вне конкурса. 
Так Нонна в первый раз попала за рубеж. Красота и естественность актрисы покорили 
публику и критиков, ее наперебой приглашали на светские рауты. На приеме, посвященном 
фильму «В городе С.» она познакомилась со звездной парой - Симоной Синьоре и Ивом 
Монтаном. После просмотра фильма Симона сказала: «Ели бы Ваш фильм был в конкурсе, 
Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту». 
Личная жизнь 
К тому времени Нонна уже была женой Бориса Терентьева и носила его фамилию. 
Свадьбу сыграли в Киеве. Но их брак был недолгим. Вскоре после рождения дочери 
Ксении они развелись.  
По словам Ксении, ее отец считал, что маму захватил вихрь актерской жизни и 
дом стал для нее второстепенным, а мама переживала, что он не разделяет ее озабоченность 
профессией. 
«Но после развода их отношения, как ни странно, даже улучшились. Когда отец 
приезжал в Москву, то останавливался только у нас. Кстати, он был единственным, 
кто заступился за мамину честь после той скандальной статьи» - вспоминает Ксения. 
Нона Терентьева, эта удивительно красивая и нежная женщина, всегда пользовалась 
успехом у мужчин. Из Шукинского училища ей приходилось убегать через черный ход, 
так как обычно у входа ее поджидали поклонники. Ее поклонником был поэт Игорь 
Волгин, посвятивший ей немало стихов. Некоторое время они встречались, но, по 
словам матери Нонны, «не сложилось у них что-то». Вот одно из стихотворений Волгина, 
посвященных ей: 
Идет девчонка по Москве…
 
(Нонне) 
Идет девчонка по Москве, 
идет и песню напевает. 
И как синицу в рукаве, 
в глазах хитриночку скрывает. 
Как разноцветные шары, 
над ней сияют светофоры. 
И молодые маляры 
с ней затевают разговоры. 
Она следит из-под ресниц 
за их кистями в синих каплях. 
Она у белых продавщиц 
берет мороженое в вафлях. 
Она мелькает в проходных, 
в зрачках  
и в зелени акаций, 
как героиня тех цветных, 
забытых мной мультипликаций. 
И мы, мужчины разных лет - 
народ серьезный и бывалый, 
мы улыбаемся ей вслед, 
чуть-чуть растерянно, пожалуй... 
1967-1972 годы 
После успеха на Каннском фестивале зарубежные киностудии завалили Терентьеву 
приглашениями. В течение десяти лет они не переставали надеяться заполучить красивую 
и талантливую актрису. Но руководители советского кино смотрели не это иначе. 
Все эти годы они отделывались ответом: «Терентьева занята, у нее много работы». 
Тем временем работы у Терентьевой было как раз мало. В кино актриса в эти годы 
снималась редко, к тому же, как правило, в небольших ролях. Лишь однажды ей досталась 
главная роль – в историко-революционном фильме «Сепсель», но эта картина не имела 
большого успеха.  
В отсутствии киноролей Терентьева отдавала себя театру. После окончания Шукинского 
училища Нонна проработала один год в Театре им. К.С.Станиславского. Кстати, именно 
тогда, в 1967 году, фотопортрет Нонны Терентьевой работы Василия Малышева попал 
на выставку ЮНЕСКО в Париже и занял там первое место. На адреса Театра им. К.Станиславского 
и «Мосфильма» стали приходить письма. Это были не только объяснения в любви, но 
и благодарность за то, что ей удалось сломать стереотип русской женщины – с веслом 
или на худой конец в ватнике. 
В том же 1967 году Терентьева перешла в Академический театр русской драмы им. 
Леси Украинки, на сцене которого выступала до 1971 года. 
В 1971 г. Нонна Терентьева вместе с киевским актером Владимиром Скомаровским 
переехали в Москву. Нонна играла сначала в Центральном Академическом Театре Советской 
армии, затем (с 1973 года) в Театре им. Гоголя, а с 1980 до 1992 г. в Театре-студии 
киноактера.  
После отъезда Владимира Скомаровского в Америку Нонна долго с ним переписывалась, 
строила планы, но…судьбе было угодно, чтобы они больше не встретились. 
Роковая красавица 
Роль подруги инженера Гарина красотки Зои Монроз (его исполнял Олег Борисов) 
в фильме Леонида Квинихидзе «» принесла Терентьевой огромную популярность. В зарубежной 
прессе Терентьеву часто называли русской Мерлин Монро, а иногда сравнивали с Гретой 
Гарбо. 
Вместе с этим Терентьева приобрела определенный имидж, и теперь режиссеры видели 
ее лишь в ролях роковых красавиц, авантюристок, ищущих приключений. Актриса снялась 
в ироническом триллере Самсона Самсонова «Бешенное золото», приключенческой картине 
Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс», трагикомедии Александра Панкратова-Черного 
«Похождения графа Невзорова» и др. 
В конце 80-х ролей в кино было очень мало, и Нонна часто ездила с концертными 
программами. 
Какой она была 
Вспоминает телеведущий Сергей Майоров: 
« она никогда не интересовалась чужими заработками. Но когда узнавала, что 
получила не меньше популярного артиста, обязательно благодарила. Она вообще была 
нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли. 
И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала 
и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!». 
Она никогда не позволяла себе выходить на сцену в будничном платье. Всегда 
были роскошные вечерние туалеты, боа, песец. Никто не догадывался, что все наряды 
шила ей мама. Она могла по- королевски закутаться в страусовое боа, которое осыпалось 
от старости, или накинуть старого песца и стать богиней. 
Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мерлин 
Монро вместе взятые. А пела она на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд 
и Дюка Эллингтона. Когда в конце ее выступления объявляли русскую песню «Калинушка». 
Зал рыдал от восторга. После концертов зрители подходили и задавали один и тот 
же вопрос: «Ну почему такая актриса не сниается?». 
Её московскими друзьями были известные актёры-интеллектуалы. Мужчины не оставляли 
её без своего внимания, но она отказывалась от предложений. А годы шли… 
 она Терентьева писала стихи, сценарии, написала либретто для рок-оперы. Но 
ее планам не суждено было сбыться. 
Последние дни 
Ксения Терентьева: «Мама, уже предчувствуя скорый конец, незадолго до дня своего 
рождения, в феврале, отправила меня в Германию. Она не хотела, чтобы я видела 
как она умирает. …Она угасла за месяц, умерла на бабушкиных руках.». В последний 
месяц ей, по просьбе артиста Андрея Вертоградова, помогал американский «хоспис» 
и несколько актеров. 
Умерла Нонна Терентьева 8 марта 1996 года. 
Сергей Майоров: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения 
и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось, 
что ей чуть за сорок». 
Благотворительный фонд актёров А.Вертинской, фонд культуры Н.Михалкова и однокурсники 
Нонны Терентьевой помогли похоронить эту прекрасную и загадочную женщину. 
P.S. 
Дочь Нонны Терентьевой Ксения – модельер. В 2001 году назад она вышла замуж 
за известного актера Владимира Машкова. Познакомились они на кинофестивале. Тогда 
Ксения помогала актеру учить английский перед поездкой в Голливуд. В 2004 году 
супруги расстались. Причиной развода стала двадцатилетняя брюнетка Оксана Шелест. 
Автор - Лилия Боровская 
Использованные материалы: 
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000"); 
Федор Раззаков «Досье на звезд» 
Жупнал «Караван» №9-2003 г.
  |